Японские ученые из университета Кобе, Женского университета Киото и Музея естественной истории Осаки выяснили, что личинки ос вида Reclinervellus nielseni «зомбируют» пауков Cyclosa argenteoalba, чтобы те плели для них коконы. Их статью, опубликованную в журнале The Journal of Experimental Biology, пересказывает сайт журнала Science.

Отношения между двумя видами этих членистоногих, обитающих в Японии, развиваются так. Оса жалит паука, временно парализуя его, после чего откладывают в его тело свое яйцо (альтернативный вариант — просто приклеивает яйцо к брюшку паука). Через несколько недель из яйца вылупляется личинка и начинает сосать кровь из своего хозяина, прокусывая его брюшко. Более того, когда личинке приходит время окукливаться, паук плетет ей защитный кокон. Как только паук выполняет эту работу, личинка высасывает его досуха, оставляя от него одну оболочку, после чего окукливается.

Все это было известно и раньше, однако ученых интересовал вопрос: как личинки заставляют пауков работать на них? Для того, чтобы в первом приближении ответить на него, они изучили в дикой природе более 1600 особей данного вида пауков. 23 из них, на которых были обнаружены личинки паразитических ос, были взяты в лабораторию для дальнейших наблюдений, которые записывались на видео.

Cyclosa argenteoalba в норме плетут два вида сетей: круглую и липкую охотничью и удлиненную сеть для отдыха, которую можно уподобить гамаку. Наблюдения показали, что коконы для куколок ос, которые плетут «зомбированные» пауки, являются модификацией именно сети для отдыха. Причем модификацией улучшенной, с более прочными нитями.

«Это имеет смысл, поскольку сами пауки линяют всего за несколько дней и не требуют при этом особой защиты, — говорит соавтор исследования (Keizo Takasuka). — В то же время, личинки ос проводят в коконе более 10 дней и уязвимы при этом для непогоды и хищников, что и заставляет их искать прочную защиту».

Увидеть, как это происходит, вы можете на видео, размещенном в конце новости.

Таким образом, можно считать установленным, что личинки ос каким-то образом воздействуют на мозг пауков, меняя заложенную в нем программу постройки паутины. Как именно происходит это «зомбирование», пока непонятно. Ученые полагают, что, высасывая из паука кровь, личинки одновременно выделяют в нее какие-то «психотропные вещества», которые, попадая в мозг, вызывают такой эффект. Однако для того, чтобы подтвердить эту теорию, потребуются дополнительные эксперименты.

Отметим, что подобные случаи сложного паразитизма встречаются в мире насекомых не так уж и редко. Например, гусеницы одного из видов пичкают муравьев наркотиками и заставляют их себе прислуживать.

Так же недавно выяснилось, что самки одного из видов пауков буквально отдают себя на съедение подрастающему потомству, и ничуть при этом не сопротивляются.