Ученые из некоммерческой научно-исследовательской организации EcoHealth Alliance (Нью-Йорк, США), под руководством доктора Питера Дасцака (Peter Daszak) установили, что рукокрылые (летучие мыши) переносят заметно больше опасных для человека болезней, чем какой-либо другой отряд млекопитающих. Их статью об этом, опубликованную в журнале Nature, пересказывает сайт журнала Science.

Авторы исследования собрали информацию о 586 вирусах, найденных у 754 видов млекопитающих. При анализе они сделали поправку на количество научных статей о каждом из видов, поскольку одни виды могут быть лучше изучены, чем другие. В результате выяснилось несколько интересных закономерностей. В частности, крупные и занимающие более широкий ареал животные переносят больше вирусов, чем мелкие и живущие компактнее.

Затем доктор Дасцак и его коллеги сконцентрировались на 188 известных науке зоонозах — человеческих заболеваниях, вирусы которых переносят животные. Здесь авторы тоже сделали поправку на то, насколько близко те или иные животные контактируют с людьми. В результате оказалось, что больше всего вирусов зоонозов переносят как раз рукокрылые: 17. Для сравнения, грызуны и приматы переносят только по 10 таких вирусов.

Таким образом, подтвердилось давно высказывавшееся предположение о том, что летучие мыши по каким-то причинам служат особенно хорошим природным «резервуаром» для переносчиков возбудителей наших болезней. Интересно, что сам Дасцак до сих пор относился к этой гипотезе скептически.

«Как ученый, ты должен принимать результаты своего собственного исследования — даже если они доказывают, что ты ошибался!», — прокомментировал он.

Эпидемиолог Фабиан Леендерц (Fabian Leendertz) из Института им. Роберта Коха в Берлине (Германия), сказал журналистам, что работа сотрудников EcoHealth Alliance действительно дает убедительные доказательства уникальности летучих мышей как переносчиков человеческих болезней. Однако нельзя полностью исключать фактор того, что летучие мыши широко и систематически изучены, а вот о других отрядах млекопитающих мы можем просто меньше знать. «Теперь нам нужно больше реальных полевых данных о том, как инфекции передаются от животных к человеку», — указал немецкий ученый.

Добавим также, что рукокрылые — второй по величине отряд млекопитающих после грызунов, включающий примерно 1/5 всех их видов.

Напомним, согласно некоторым недавним исследованиям, именно с летучих мышей начинались эпидемии атипичной пневмонии и лихорадки Эбола.