NASA опубликовало подробное цветное изображение участка поверхности Европы, одной из лун Юпитера, составленное из снимков, сделанных исследовательским зондом Galileo в 1996-1997 годах. На получившемся фото изображена уникальная ледяная формация «Коннемарский хаос». Полюбоваться на снимок и скачать его в высоком разрешении можно на сайте Европейского космического агентства (ESA).

Поверхность Европы покрыта коркой льда. Одним из участков этой корки и является «Коннемарский хаос» — хаотическая формация, состоящая из наложенных друг на друга многоугольных осколков льда, пересеченных в разных направлениях бороздами. Большинство астрономов считает, что этот причудливый ландшафт образовался в результате многократных прорывов из-под ледяного панциря жидкой воды, которая, вероятно, находится под ним. В частности, в 1000 км к югу от «Коннемарского хаоса» находится 26-метровый ледяной кратер Пвилл (Pwyll), след одного из таких гейзеров.

Если эти предположения верны, то на Европе может существовать целый бурный подледный океан, в котором вполне могла зародиться жизнь.

Цвета на снимке NASA реальные, только усиленные для наглядности. Темно-синий цвет имеют старые, толстые пласты льда, голубой — куски потоньше, белый — совсем тонкие. В оранжевый и бронзовый цвет окрашена замерзшая вода, насыщенная минералами, которые были подняты из глубин потоками подледного океана. Снимок охватывает территорию площадью примерно 30 на 70 км, его центральная точка имеет координаты 9ºN / 274ºW.

Разобраться подробнее с происхождением «Коннемарского хаоса», — названного, кстати, в честь ирландской провинции Коннемара, отличающейся весьма складчатым рельефом, — гипотетическим подледным океаном и жизни в нем должна будет миссия ESA Juice (JUpiter ICy moons Explorer, то есть «Исследователь ледяных лун Юпитера»). Планируется, что этот аппарат стартует в 2022 г., а в 2030 г. достигнет Юпитера и изучит как саму эту планету, так и три ее покрытых льдом спутника: Ганимед, Европу и Калисто.

И это не единственное небесное тело Солнечной системы, о котором мы недавно узнали больше — несколько дней назад NASA выложило для всеобщего доступа в Интернете онлайн-карту астероида Веста, составленную из снимков своего зонда Dawn («Рассвет»).