11 июня в рамках пресс-тура в Республику Крым портал "Научная Россия" и другие СМИ посетили уникальный Ботанический сад имени Н.В. Багрова Крымского федерального университета. Гости приехали в самое удачное время — в парке вовсю цветут разные сорта роз. Но в целом дефицита в красивых растениях у жителей и гостей Симферополя нет, поскольку процесс устроен таким образом, что в какой бы месяц вы не приехали, вы всегда застанете цветение того или иного цветка. Нам удалось поговорить с директором сада Анной Репецкой, которая рассказала о настоящем и будущем Ботанического сада имени Н.В. Багрова, о своей любимой розе и процессе интродукции растений

Анна Игоревна видит уникальность сада в сочетании красивых экспозиционных комплексов и интересной коллекции растений. Напомним, что прямо сейчас, в начале июня в саду цветут розы. Среди них — коллекции декоративных, эфиромасличных и дикорастущих роз. "Одна из самых любимых — роза сорта Pristine (Пристин), бело-розовая, нежная, красивая и устойчивая. Очень ее люблю", — замечает Анна Игоревна.

В саду представлена большая коллекция эфиромасличных растений.  И здесь, как нигде, продемонстрирован потенциал этих растений, за которым могут наблюдать потенциальные заказчики. "Можно считать сад испытательной площадкой", — уверена Репецкая.

По словам директора, все ботанические сады традиционно развивают два основных научных направления: интродукцию растений, то есть испытания представителей на районной флоре или новых сортов на определенной территории для того, чтобы по итогу рекомендовать то или иное растение к массовому озеленению; и сохранение биологического разнообразия территории. "Крым в этом плане, конечно, чрезвычайно богат во флорестическом отношении. Поэтому у нас представлены редкие растения Крымской флоры".

Коллекция пионов

Фото: Научная Россия / Николай Мохначев

"Безусловно, будучи Ботаническим садом Крымского федерального университета мы являемся образовательным ресурсом для разных направлений подготовки: от ландшафтной архитектуры, до биологии, химии, истории и даже юриспруденции. Поэтому Ботанический сад можно считать и образовательным центром".

Интересно и то, что обычные жители сажают растения в саду. "В парке порядка 100 растений, которые сажали люди в честь разных событий. При этом бывают и энтузиасты своего дела. Например, один человек, который выращивает в условиях Крыма субтропические растения. Так, он посадил банан, который, очевидно, расти здесь не должен. Но выдались 3, по-особенному теплые, зимы. И этот банан вырос рядом с канадскими хвойными культурами".

Но не только природа может удивлять. Даже в Ботаническом саду есть место инновациям. Специалисты университета создали геоинформационную систему всех растений ботсада. Теперь каждое из них имеет свои GPS-координаты. А сотрудники получили большую базу данных с характеристиками и результатами наблюдений.

И, конечно, нельзя не сказать об уникальных архитектурных решениях. Например, беседка, посвященная учению Вернадского о ноосфере — сфере взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. "В ландшафтном искусстве есть понятие семантики объекта — то есть смысла, который он несет в себе. И эта малая архитектурная форма очень тесно связана со смысловой нагрузкой, которую, как нам кажется, выполняет Крымский федеральный университет. Здесь использованы разные символы, характеризующие человеческую деятельность. А также виден девиз университета — "познай себя", что тоже перекликается с идеей познания себя и преобразования мира".

Беседка, посвященная ноосфере

Прямо сейчас сотрудники развивают очередную идею "преобразования" — создания на базе Ботанического сада научного парка. "Мы работаем над идеей наполнения сада научно-просветительским содержанием мультидисциплинарного характера. Чтобы наши посетители, прежде всего дети, могли познакомиться с достижениями в области оптики, робототехники, наук о жизни, спорта и так далее. Чтобы дети наши учились и привыкали к тому, что наука — это интересно".

Материал подготовлен при поддержке Министерства науки и высшего образования и Российской академии наук.