Крошечные беспозвоночные могут вырастить свое тело из небольшого количества ткани

Картирование того, как «бессмертная» гидра отращивает клетки, может демистифицировать регенерацию, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science.

Видимо, гидры нашли источник молодости, постоянно обновляя свои клетки и восстанавливая поврежденные части тела. Крошечные трубообразные существа с окольцованным щупальцами ртом и липкой ногой могут вырастить все свое тело из кусочка ткани.

Регенеративные сверхспособности этих пресноводных беспозвоночных зависят от трех групп стволовых клеток, которые превращаются в специфические клетки нервов, желез и других тканей гидры. Ученые теперь лучше понимают, каким образом включаются гены, когда стволовые клетки начинают выполнять свое предназначение.

«У большинства животных примерно одинаковые гены», - говорит Селина Джулиано, биолог по развитию в Калифорнийском университете в Дэвисе. Но гидры так или иначе используют общий генетический инструментарий, «чтобы делать эти сумасшедшие вещи», говорит она.

Джулиано и ее коллеги проанализировали около 25 000 отдельных клеток из полипов взрослых гидр, чтобы определить, какие гены были активны внутри каждой клетки. «Каждые 20 дней перед нами по большей части совершенно новое животное», - говорит Джулиано. Этот постоянный оборот позволяет исследователям отслеживать активность генов и фиксировать этапы, которые проходят стволовые клетки по мере их развития.

Исследователи также могли наблюдать, как активность конкретных генов проявляется в теле животного, создавая флуоресцентные зонды, которые обнаруживаются и фиксируются в клетках РНК. Например, нервные клетки, которые группируются в ноге и около щупалец, светились пурпурным в одной гидре. Для нервной системы гидры исследователи также смогли использовать эту технику для картирования развития 12 различных типов нервных клеток.

Ученые, работающие над восстановлением тканей у людей, могут чему-то научиться у этих существ. «Если вы работаете с такими регенеративными организмами, как гидра, вы можете придумать фундаментальные принципы регенерации», - говорит Джулиано.

гены гидра клетки регенерация рнк стволовые клетки