На сайте Европейского космического агентства (ESA) выложен в высоком разрешении снимок большого и плотного космического облака Mon R2, расположенного в 2700 световых годах от нас, содержащего необычайно много новорожденных звезд. Этот снимок передал на Землю космический телескоп ESA Hershel.

На снимке видна структура облака — тонкие (по космическим меркам, конечно) завитки газа, через которые пробивается яркий свет из центра облака, где, собственно говоря, и происходит звездообразование.

В этом ярко-голубом центре сосредоточено несколько горячих пузырей ионизированного водорода, который связан с расположенными поблизости новорожденными звездами. Здесь он нагревается до температуры 10 000 °C и быстро распространяется во все стороны. Анализ данных телескопа Hershel показал, что эти пузыри имеют возраст от 100 тыс. до 350 тыс. лет.

Интересно, что снаружи пузыри разреженного и горячего газа окружают оболочки из плотного газа, имеющего температуру лишь чуть большую, чем абсолютный ноль: –260 °C.

Раздувающиеся водородные пузыри формируют в облаке округлые полости, известные как HII-регионы. На снимке мы можем видеть четыре из них: один расположен в самом сердце центральной голубой вспышки, два расположены по бокам, как крылья бабочки, а четвертый расположен сверху. Каждая из полостей связана со своей звездой спектрального типа B, горячей и яркой. Такие звезды могут по массе во много раз превышать наше Солнце, и обычно имеют голубой цвет, из-за своей высокой температуры.

Hershel наблюдает за космическим облаком Mon R2 в рамках программы изучения молодых звездных объектов HOBYS.

Напомним, что ранее космический телескоп, названный в честь великого астронома XVIII в. Уильяма Гершеля (William Herschel), уже «рассмотрел» подробно звездообразование в галактике Андромеды и наблюдал предшественников современных кластеров галактик. А еще с его помощью астрономы нашли облака на Церере — крупнейшем астероиде Солнечной системы.