Космический краудфандинг. Финансирование придет из Интернета

Директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый положительно относится к сбору средств в Сети на реализацию различных научных, в том числе космических проектов.

Лев Зеленый в интервью ТАСС подчеркнул, что на полет на Луну деньги таким образом не собрать, но какие-то небольшие проекты можно сделать, и это интересно для молодежи.

В России уже есть один подобный проект: группа российских инженеров и энтузиастов космонавтики решила отправить на лунную орбиту спутник, чтобы развенчать популярный миф о том, что американцы якобы не были на Луне. За месяц авторы проекта собрали через Интернет почти 1,75 млн рублей на подготовку подробного технического описания спутника. Изготовление и испытания этого аппарата обойдутся в $10 млн. Авторы проекта ожидают, что спутник проработает не менее одного года на орбите не больше 100 км. Ему предстоит сфотографировать места высадки американских пилотируемых кораблей серии «Аполлон», а также следы советских «Луноходов».

Роскосмос выделил финансирование на перспективные проекты, но распределять деньги должен ЦНИИмаш. То есть деньги выделены, но не разделены. Речь идет в том числе о проекте «Луна-Луноход», предусматривающий выбор районов Луны для исследования с помощью луноходов и о миссии «Венера-Д». Ранее российские ученые попросили госкорпорацию включить в Федеральную космическую программу до 2025 года финансирование научно-исследовательских работ по наиболее важным и перспективным фундаментальным космическим исследованиям, вычеркнутым при секвестре. К фундаментальным космическим исследованиям относятся астрофизические и планетные исследования, в том числе лунная программа, исследования по космической биологии, физике Солнца и солнечно-земных связей.

Проект Федеральной космической программы до 2025 года до его секвестра предусматривал финансирование научно-исследовательских работ в области фундаментальных космических исследований. На эти цели предусматривалось выделить 1,9 млрд рублей на 10 лет, однако этот проект был вычеркнут. В то же время в программе осталась НИР «Авангард» с финансированием в размере 6,827 млрд рублей до 2025 года, которая, в частности, предполагает разработку перспективных космических проектов, прежде всего прикладного назначения. Ученые предлагают дополнить ее наиболее важными фундаментальными научными исследованиями. Среди них проект «Звездный патруль», в рамках которого должны быть разработаны новые принципы исследования экзопланет. Также программу предполагается дополнить проектами «Луна-Луноход», «Венера-Д» (формирование облика межпланетной станции, российский аппарат планируется запустить к Венере в 2026-2027 годах), НИР «Солнечный парус» (разработка спутника для изучения Солнца), НИР «Сфера» (проект группировки малых спутников для исследования активности Солнца). Всего в этом списке 41 научная работа.

ики краудфандинг лев зелёный средства для исследований