Этологи из Мадридского университета Комплутенсе показали способность хищного китообразного косатки обучаться новым звуковым сигналам представителей своего и других видов после их прослушивания. Это считается примером сложного поведения. Научная статья о «говорящем» ките опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

В экспериментах участвовала одна особь — 14-летняя самка косатки (Orcinus orca) по кличке Вики, живущая в аквапарке французского города Антиб. Вики давали по нескольку раз послушать различные слова, произносимые ее тренером, а также звуки, издаваемые другой косаткой из того же аквапарка — ее дочерью трехлетней самкой по кличке Моана (возраст животных указан на момент проведения исследования). Среди них были и такие, которые Вики слышала раньше, и совершенно для нее новые. Большинство звуков и слов она воспроизвела после 10 прослушиваний, а три из них — даже с первого раза. Теперь животное умеет имитировать слова «Эми», «один», «два» и «три».

«Слова», произносимые Вики, нельзя назвать речью. Она не вкладывает в них смысла, в отличие от людей. А о способности косаток повторять различные звуки уже было известно ранее. Так, есть сообщения о животном, копирующем тарахтение мотора катера. Тем не менее, авторы статьи отмечают, что такое поведение в любом случае служит примером выдающегося (для дикого животного) ума.

Способность воспроизвести звук после его прослушивания — разновидность обучения подражанием. К нему способны почти исключительно высокоразвитые животные, например, приматы. Такое обучение позволяет быстро передавать полезные навыки родственникам и потомкам без участия генов. Возможно, именно благодаря нему у различных популяций косаток возникли свои характерные только для них «диалекты».

[Иллюстрация: Marineland]