С внедрением новых технологий русская модель труда рухнула, и рынок развернулся к работнику; интуиция поможет конкурировать с искусственным интеллектом; для старшего поколения необходимо искать новые виды занятости. О перспективах и вызовах, с которыми предстоит столкнуться человечеству с точки зрения экономиста, рассказал декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова профессор Александр Александрович Аузан. Ученый выступил перед студентами в МИСИС в рамках Рождественских лекций.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

Предваряя лекцию, Александр Аузан рассказал, что в последние годы ведущие российские компании и правительство совместно с учеными проводили интенсивные исследования, чтобы попытаться прогнозировать будущее. А сформулированные выводы и тезисы, которые легли в основу лекции, имеют очень высокие риски сбываемости.

«Последние годы в России и в мире были настолько трудными, что приходилось искать какую-то формулу оптимизма. Я для себя нашел следующую формулу: “Завтра будет хуже, чем послезавтра”. Наверное, не только я стал думать о том, что если много тяжелого, страшного, неопределенного в завтрашнем дне, то очень важно позаботиться о дне послезавтрашнем».

Рынок труда изменился

Рассказывая об экономических последствиях внедрения новых технологий, Александр Аузан отметил, что в настоящее время значительно изменился рынок труда. Точкой отсчета можно считать пандемию COVID-19: значительная часть сотрудников перешла на удаленный режим работы, а с завершением массовой изоляции возник вопрос, стоит ли возвращаться на прежнее место, если можно изменить место, работать дистанционно, на фрилансе или создавать креативную продукцию и продавать ее на мировых цифровых платформах.

Таким образом, в значительно степени рухнула модель русского труда: ситуация, в которой работник постоянно остается на одном предприятии, его не увольняют в трудные периоды, а могут снизить зарплату. Теперь возник рынок работника.

«Этот тренд надолго: специалисты по рынку труда говорят, что на 10–15 лет. Это означает, что изменились отношения работника и работодателя. Если раньше работодатель думал о том, как выбрать человека с лучшими компетенциями, то теперь будет думать о том, как найти в человеке такие ценности и поведенческие установки, чтобы удержать его у себя не платя ему слишком большие деньги, а чем-то другим. Для работодателей все сильном меняется: теперь это рынок работника», — сказал Александр Аузан.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

Важно развивать творческое мышление

Александр Аузан отметил, что сегодня, в эпоху активного развития искусственного интеллекта, важно заниматься естественным интеллектом: главный вопрос в том, окажется ли человек конкурентоспособен и сможет ли делать что-то, чего не умеет делать ИИ. Преимущество человека — в творческом мышлении и интуиции: возможности находить короткий путь к истине. Развитием таких способностей у студентов сегодня в том числе занимаются ученые.

Ученый рассказал, что в МГУ запущен новый междисциплинарный проект. Трех студентов, поступивших в 2024 г. на экономический факультет после победы на Всероссийской олимпиаде, приняли также на работу лаборантами-исследователями и включили в работу над совместными проектами с цифровыми компаниями. Этим студентам и параллельно нейросетям даются задания. Так ученые   выясняют в том числе возможность конкуренции с цифровыми технологиями.

«Мы в МГУ стали делать многое для развития “правополушарного” мышления. То есть у наших математизированных студентов не ослабляет напор математики. Но работают ораторские клубы, театры, вечера стихов и музыки, большие курсы истории и литературы… Я думаю, из этого что-то должно получиться», — рассказал Александр Аузан. 

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

Надо искать новые виды занятости для пожилых

Еще одним важным вызовом современности ученый обозначил курс на старение населения. Как в Античности люди столкнулись, с ситуацией, когда семьи из двухпоколенных, состоящих из детей и родителей, стали трехпоколенными, так сегодня возникают и укрепляются четырехпоколенные семьи. И важно найти занятие для старших поколений. Как пример такой занятости Александр Аузан отметил создание Сената в Римской империи: старшее поколение начало решать, «в какую сторону сильные двадцатилетние люди понесут римское оружие», что привело к расцвету империи

«Все расчеты показывают, что пенсионные страховые системы в XXI в. не выживут. При таком росте продолжительности жизни и соотношении актива и пассива, то есть работающих и неработающих, страховые системы не выдержат. Если при таком соотношении актива и пассива ничего сделать нельзя, значит, надо пассив сделать активом <…>. Осмелюсь предположить, что нация, которая придумает немаргинальные виды занятости для женщин в возрасте 80–90 лет, <…> выиграет конкуренцию XXI в.», — сказал Александр Аузан.