Ричард Бомфри (Richard J. Bomphrey) и его коллеги по Университету Лондона и Оксфордскому университету исследовали, каким образом летают комары — у которых меньшая, чем у прочих, амплитуда взмаха крыльев и сами крылья длинные и тонкие, так что непонятно, как они могут вообще подняться в воздух. Оказалось, что дополнительную тягу им обеспечивает вращение крыльями. Свои результаты ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Nature.
Большинство летающих существ создают подъемную силу, которая удерживает их в воздухе, во время каждого хода крыла — возникает вихрь закрученного воздуха над передним краем крыла, который, в свою очередь, создает над крылом зону пониженного давления, что и толкает животное вверх.
Но комары придумали дополнение к этому механизму, как показала запись высокоскоростного видеосъемки полета южного домашнего комара (Culex quinquefasciatus). Построив модель аэродинамики его полета, исследователи обнаружили, что москиты в конце каждого хода крыла вверх и вниз вращают их, что создает вертикальную тягу по всей длине крыла — а заодно объясняет, зачем им вообще такие длинные крылья.
Кроме того, вращение помогает использовать движение воздуха после предыдущего удара крылом. Когда крыло меняет направление движения, воздух, который двигался вдоль крыла во время предыдущего взмаха, образует второй вихрь на задней части крыла. Комары поворачивают крылья, чтобы воспользоваться этим вихрем — на видео они видны как красные спирали у задней части крыла.
По идее, те же аэродинамические принципы могут играть роль и у других насекомых, отличающихся длинными тонкими крыльями и короткими быстрыми взмахами.