0 комментариев 572

Классические новые звезды «производят» литий для нашей галактики

Команда астрофизиков определила, что класс звездных взрывов, известных как классические новые, ответственен за образование большей части лития в нашей галактике – и в том числе в Солнечной системе.

Команда исследователей во главе с астрофизиками из Университета штата Аризона (США) определила, что класс звездных взрывов, известных как классические новые, ответственен за образование большей части лития в нашей галактике – и в том числе в Солнечной системе, сообщает пресс-служба вуза. Результаты исследования опубликованы в Astrophyiscal Journal.

Литий – важный элемент в нашей повседневной жизни: его используют для создания термостойкого стекла и керамики, литиевых батарей и литий-ионных аккумуляторов. Теперь ученые определили источник этого элемента – взрывы так называемых классических новых звезд – звезд, светимость которых резко увеличивается в десятки тысяч, а то и в миллионы раз.

Команда определила, что часть этих классических новых будет развиваться до тех пор, пока они не взорвутся как сверхновые типа Ia. Эти взрывающиеся звезды становятся ярче галактики и могут быть обнаружены на очень больших расстояниях во Вселенной.

Классические новые

Формирование Вселенной, обычно называемое «Большим взрывом», в основном сформировало элементы водорода, гелия и небольшого количества лития. Все другие химические элементы, включая большинство лития, образуются в звездах.

Классические новые звезды – это класс двойных звездных систем, состоящих из белого карлика (звездного остатка с массой Солнца, но размером с Землю) и более крупной звезды на близкой орбите вокруг белого карлика.

Газ падает с большой звезды на белого карлика, и когда на белом карлике скапливается достаточное количество газа, происходит взрыв. В нашей галактике происходит около 50 взрывов в год, самые яркие из которых астрономы всего мира наблюдают на ночном небе.

Моделирование, наблюдения и метеориты

Чтобы определить количество лития, произведенного при взрыве новой, авторы исследования использовали несколько методов. Первый метод: компьютерное моделирование того, как литий образуется в результате взрыва, как газ выбрасывается и каким должен быть его общий химический состав. Второй: наблюдения выброса газа с помощью телескопа, чтобы фактически измерить состав газа.

«Наша способность моделировать, где звезды получают свою энергию, зависит от понимания ядерного синтеза, когда легкие ядра сливаются с более тяжелыми ядрами и выделяют энергию, – говорит Самнер Старрфилд (Sumner Starrfield), руководитель исследования. – Нам нужно было знать, в каких звёздных условиях мы можем ожидать взаимодействие ядер и каковы продукты их взаимодействия».

И, наконец, третий метод: анализ метеоритов и частиц межпланетной пыли, которые содержат крошечные камни, образовавшиеся в различных видах звезд. Прошлые исследования показали, что небольшая доля звездной пыли в метеоритах образуется в новых. С помощью этого метода ученые установили, что вспышки новых внесли вклад в молекулярное облако, которое сформировало нашу Солнечную систему.

[Иллюстрация: DAVID A. HARDY]