Найденные в Китае окаменелости подчеркивают головокружительное разнообразие кембрийской жизни, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science.

Половина этих удивительно хорошо сохранившихся видов существ ранее никогда не была обнаружена.

На берегах китайской реки Даньшуй лежит сокровищница окаменелостей, которая может составить конкуренцию самой известной кембрийской ископаемой совокупности - Сланцам Берджесс. Участок, которому около 518 миллионов лет, содержит головокружительное изобилие прекрасно сохранившихся странных и удивительных форм жизни: от медуз и гребневиков до членистоногих и водорослей.

До настоящего времени исследователи во главе с палеонтологом Дунцзин Фу из Северо-Западного университета в Сиане (Китай) собрали 4 351 образец на новом месте, представляющий 101 группу организмов. Около 53 процентов видов были обнаружены впервые.

«Это захватывающее открытие», - говорит Жан-Бернар Карон, палеонтолог из Королевского музея Онтарио в Торонто, который не участвовал в исследовании. Во время кембрийского периода, который начался около 542 миллионов лет назад, жизнь чрезвычайно быстро изменилась. Так много новых форм появилось в такой относительно короткий период времени, что эта диверсификация известна как кембрийский взрыв. Находка «показывает, что есть надежда на новые открытия» других кембрийских ископаемых мест, говорит он.

Ни одно из подобных мест не может отобразить жизнь на Земле во всем ее разнообразии в какой-либо момент времени. Кэрон объяснил: «Это гигантская головоломка, а у нас всего несколько кусочков… Но чем больше кусочков, тем больше шансов понять жизнь того времени».

По словам соавтора Синъляна Чжана - палеонтолога из Северо-Западного университета, новая ископаемая находка, названная биота Цинцзян, была впервые обнаружена в 2007 году. «Я много лет работал над окаменелостями типа сланца Берджесса и знаю, какие породы сохраняют [их]», - говорит Чжан.

Во время полевой экспедиции в этом году он и его ученики исследовали другой слой породы, датируемый кембрием. По его словам, в обед он сидел на нижнем слое камней, о который плескалась вода, и внезапно осознал, что слой тонкой глины был идеальным местом для сохранения окаменелостей. «Мы раскололи глиняный камень, и я быстро нашел Leanchoilia [разновидность сегментированного членистоногого]». Вскоре последовало еще много открытий.

Место отличается замечательным качеством сохранения останков, - говорит Эллисон Дейли - палеонтолог из Университета Лозанны в Швейцарии, который не участвовал в новом исследовании, но написал комментарий. «Совсем не большой эффект метаморфизма или выветривания, который действительно влияет на некоторые другие [кембрийские ископаемые] участки, такие как Burgess или Chengjiang. На этом месте мы видим почти нетронутые окаменелости». Она упоминает одно поразительно четкое изображение медузы. «Я имею в виду, если бы вы собирались ударить медузу о камень, то это выглядело бы вот как это будет выглядеть».

В отличие от других кембрийских ископаемых, в биоте Цинцзян, по-видимому, содержится большое количество медуз, или цидарийцев, и гребенчатых медуз, также называемое гребневиками. Эти виды, особенно гребневики, крайне редки в других местах.

По словам Дейли, так хорошо сохранилось так много окаменелостей гребневика, что изучение их форм может помочь ответить на давние споры: являются ли гребневые медузы или губки самым примитивным животным на их генеалогическом древе. Ученые считают, что губки появляются ближе к основанию дерева, основываясь на их очень простых формах. На это намекают и молекулярные анализы.

«Трудно распутать точные отношения этих [существ], - говорит Дейли. - Эти ранние разветвленные группы разошлись друг с другом так давно ... Поэтому получение дополнительной информации о [них] на новом месте действительно заполнит пробел».

Сланец Берджесс - огромное месторождение ископаемых пород в канадских Скалистых горах - был обнаружен в 1909 году. Именно этот участок впервые дал ученым возможность взглянуть на кембрийский взрыв - быстрое разнообразие жизни, имевшее место в этот период. Участки Берджесс и Чэнцзян, разделенные сегодня 10 миллионами лет и полмира, имеют только около 15 процентов тех же видов живых существ.

По словам Дейли, этого можно ожидать, учитывая различия этих мест как в пространстве, так и во времени. Но участки Цинцзян и Чэнцзян, которые относятся к одному и тому же периоду времени и сегодня находятся на расстоянии всего 1050 километров, имеют только 8 процентов общих таксонов. Исследователи, однако, предполагают, что участок Цинцзян мог быть немного глубже морской среды. Если это так, то это различие в древней среде, возможно, и стало причиной того, что совокупность существ настолько различна, говорит Дейли.

По словам Чжана, новая работа носит предварительный характер и представляет собой лишь первое из исследований, описывающих окаменелости, обнаруженные на месте.

Даже после 110 лет поисков в регионе Берджесс палеонтологи все еще открывают новые богатые места и странные новые создания, добавляет Кэрон из канадского Королевского музея Онтарио. Так, прошлым летом были сделаны открытия, в том числе обнаружена загадочную тварь в форме щита, которую назвали «материнским кораблем».

[Фото: sciencenews.org, W.Scott McGill]