Как местным мастерам удалось оживить глину

Мудрость, глубина и красота этих образов не может не волновать художников.

А.Г. Кулешов. О каргопольской игрушке: У.И. Бабкина и старейшие мастера промысла

Безводная и плоская равнина, названная Каргопольской сушью, всегда была малопригодна для сельского хозяйства, зато с давних времен славилась красной глиной. Обилие материала определило промысел местного населения — гончарное ремесло. В окрестностях Каргополя, что недалеко от Архангельска, вот уже несколько столетий археологи находят множество глиняных черепков — фрагментов посуды и украшений, датированных XI–XIII вв.

В свободное от работы время каргопольские крестьяне на протяжении веков изготавливали глиняную посуду, которую потом продавали на ярмарках. Из остатков материала лепили игрушки, ведь местная глина подходила в том числе и для ручной лепки. Поначалу маленькие фигурки не особенно ценились и были скорее средством привлечения внимания. Первое упоминание о привычных в современном понимании каргопольских игрушках относится к 70-м гг. XIX в. 

Происхождение традиционных героев каргопольской игрушки связано с местным фольклором и первобытными образами. Их можно условно разделить на две категории. Первая — это архаичные образы, например Берегиня (женщина с голубями в руках, «мать мира», которая оберегает род и благополучие семьи), Полкан* (северный «брат» кентавра — человек с телом коня, а в более древних вариациях — собаки, по народным поверьям — защитник людей от зла), похожий на двуглавого коня Тянитолкая (одну голову часто красили в белый цвет, вторую — в черный, а между ними сажали всадника; это символизировало вечные метания человеческой души между добром и злом).

Часто лепили зверей и птиц, одиночные фигурки мужчин и женщин с детьми. «С оленем и бараном у каргополов было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере "жить в изобилии и богатстве". То же сулил людям и образ барана; потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса — одной из самых плодородных в Каргополье культур — называли "бараном"», — писал старший научный сотрудник ФГУ НП «Кенозерский» В.Д. Шевелев. Вторая категория — сюжетные игрушки, изображающие сказочные сюжеты, сцены деревенской жизни (охоту, рыбалку, ярмарки и гуляния). Ведущий научный сотрудник отдела научных исследований Центра русского фольклора А.Г. Кулешов отметил: «Особенностью, выделявшей каргопольскую игрушку, всегда была ее особая сюжетность, продолжавшая традиции крестьянского искусства XIX в. Образы крестьян и крестьянок, а потом и горожанок, с такой характерностью и живостью показанных в произведениях Дружининых в 1920–1930-е гг., имели прямое продолжение и оригинальную интерпретацию в творчестве многих каргопольских мастеров разного времени».

Каргопольские игрушки И.В. Дружинина, 1939 г.,  Государственный Русский музей

Каргопольские игрушки И.В. Дружинина, 1939 г.,  Государственный Русский музей

Ист.: artyx.ru

Еще одной отличительной чертой каргопольской игрушки была удивительная пластичность образов. По замечанию А.Г. Кулешова, «каргопольские изделия называют часто не игрушкой, а пластикой малых форм, и это объяснимо: в Каргополье всегда больше любили делать целиковые фигурки, здесь меньше, чем в других центрах, производили свистулек и гремотух, хотя без них, конечно, не обходились. Крепкая, четко выявленная, весомая, устойчивая, обобщенная форма лежит в основе всего. И вовсе не удивительно, когда в связи с образами, созданными Иваном Васильевичем Дружининым, порой говорили о чертах монументальности, хотя сделаны они были в глине, а не в камне или бронзе».

По традиции каргопольскую игрушку создавали из цельного куска глины, мелкие налепные детали появились лишь в конце XIX — начале XX в. Лепка была ручной: гончар проминал глину, выбирая мелкие камешки и плохо промешанные комки, затем проглаживал вылепленное изделие мокрыми руками, чтобы убрать шероховатости. Потом игрушку сушили на ветру и обжигали в печи. До самого конца XIX в. фигурки не раскрашивали. Замысловатые темные узоры появлялись на них благодаря «обварному» методу: раскаленное изделие опускали в густой мучной раствор, мука пригорала к игрушке и оставляла необычные разводы. 

К началу ХХ в. технология частично изменилась. Вместо «обварного» метода мастера стали чаще использовать «поливной». Перед обжигом игрушку смазывали дегтем и покрывали свинцовым порошком, который плавился в печи и растекался по глине зеленоватой глазурью. Изделие выбеливали и расписывали мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Украшением служили старинные орнаментальные символы, связанные с культом природы. Круги, стрелы, кресты олицетворяли солнце, прямые или волнистые линии — воду, растительные узоры — землю и богатый урожай.

Традиционная каргопольская игрушка предполагает разнообразие цветов в росписи. Она представляет собой фигурку без лишних деталей, которая, пожалуй, по сравнению со своей «родственницей» дымковской игрушкой, выглядит даже архаично. Краски, несмотря на разнообразе ярких оттенков, выглядят довольно приглушенно. Роспись лиц отличается условностью. 

Среди прочих возрожденных народных промыслов каргопольская игрушка стоит особняком. Это ремесло в отличие от многих других не пытались централизованно восстановить на государственном уровне еще в довоенное время. К 40-м годам ХХ в. каргопольская игрушка почти умерла…

Вернуть к жизни старинный каргопольский промысел удалось Ульяне Ивановне Бабкиной,  одаренной художнице, учившейся в 1920–1930-х гг. у знаменитого местного мастера Ивана Васильевича Дружинина. 1960–1970-е гг. стали временем возрождения каргопольского ремесла. Наряду с другими мастерами (С.И. Рябовым, А.В. Завьяловой, семейством Шевелевых) У.И. Бабкина создавала самобытные игрушки, стиль которых гармонично вписывался в классическую традицию. Недалеко от Каргопольской суши, в деревне Гринево, находится Бабкина поляна.

У.И. Бабкина

У.И. Бабкина

Ист.: perunica.ru

Там, на малой родине У.И. Бабкиной, 11 российских мастеров создали деревянные скульптуры по мотивам игрушек мастерицы. Тут же расположена «Ульянина избушка». Ее ставни изготовили каргопольские мастера по сюжетам сказок У.И. Бабкиной, которую местные жители с любовью называют бабушкой Ульяной.

 *В образе Полкана «сохранилась и древняя основа мифологического солярного образа, на которую, надо полагать, наложились и сказочно-былинные, и реальные представления северорусского крестьянства. Полкан в каргопольской игрушке — еще и единственный в своем роде образ неодолимо могучего богатыря. В толковании каргопольских мастеров Полкан — в первую очередь крестьянский богатырь. Это замечательный по выразительности и емкий по содержанию образ тихой, но несокрушимой народной силы». — старший научный сотрудник ФГУ НП «Кенозерский» В.Д. Шевелев.

Источники фото: Ksenia Berzoj on Unsplash