Энтони ван ден Пол (Anthony N. van den Pol) и Шаобинг Жанг (Xiaobing Zhang) из Медицинской школы Йельского университета определили подгруппу нейронов в мозге мышей, которые после активации немедленно начинают вызывать обжорство, а также гормон, который активирует эти нейроны. Свои результаты ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Science.

По ходу исследования обнаружилось, что регулярное раздражение этих нейронов со временем приводило к тому, что мыши набирали вес. Zona incerta (ZI) — участок субталамуса — это еще относительно малоизученная часть мозга. Кроме того, известно, что пациенты, получающие глубокую стимуляцию субталамуса для лечения расстройств движения, могут проявлять признаки страсти к перееданию.

Чтобы исследовать это явление более подробно, исследователи поставили оптогенетические метки на нейроны GABA в ZI мозга мышей. Они обнаружили, что стимулирование этих нейронов с аксонами, распространяющимися на паравентрикулярный таламус (PVT), немедленно вызывает обжорство — всего через две-три секунды после стимуляции. В течение десяти минут при непрерывной стимуляции ZI GABA мыши потребляли 35% своего ежедневного рациона с высоким содержанием жиров, которое предназначалось для потребления в течение 24 часов.

Исследователи также обнаружили, что грелин, гормон, который сигнализирует о пониженном энергетическом состоянии в кишечнике, возбуждает нейроны ZI GABA. После стимуляции этой подгруппы нейронов ZI в течение пяти минут каждые три часа в течение двух недель, мыши значительно увеличивали потребление пищи и набирали вес. Тем не менее, как только фотостимуляция закончилась, мыши показали значительно уменьшенное потребление пищи по сравнению с контрольной группой.

[Фотография: Anthony van den Pol]