Группа исследователей из Физического института им. П.Н. Лебедева РАН и Российского национального медицинского университета им. Н.И. Пирогова обнаружила доказательства накопления натрия в межклеточном пространстве тканей миокарда при высоком уровне потребления соли. В этих накоплениях натрий находится в связанном состоянии, что препятствует его участию в обычных осмотических и биохимических процессах. С другой стороны, существование натриевых депозитов в сердечной мышце приводит к заметному ухудшению её эластичности и, следовательно, нарушению сократительной деятельности сердца.

Синхротрон

Аккумуляция натрия была обнаружена методами рентгеновской флуоресцентной микроскопии на рабочей станции TwinMic источника синхротронного излучения «Элеттра» (Италия). Высокое пространственное разрешение и спектральная чувствительность рентгеновского микроскопа позволили на клеточном уровне получить рентгеновские изображения и химический состав образцов тканей миокарда, взятых у лабораторных животных из различных групп, дифференцированных по уровню солевой диеты.

Открытие и исследование ранее неизвестных неосмотических натриевых депозитов в межклеточном пространстве миокарда обозначают принципиально новое направление в диагностике, профилактике и лечении заболеваний сердца. Синхротронные исследования являются важным инструментом этой работы, нацеленной на снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения страны.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports издательства Springer Nature.

Artyukov, I., Arutyunov, G., Bobrov, M., Bukreeva, I., Cedola, A., Dragunov, D., ... & Gianoncelli, A. (2021). The first observation of osmotically neutral sodium accumulation in the myocardial interstitium. Scientific Reports, 11(1), 1-8.

Информация и фото предоставлены ФИАН