Климатолог Бинбин Вонг (Bingbing Wang) из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории (США) и ее коллеги впервые воспроизвели в лабораторных условиях процесс формирования перистых облаков и сняли его на видео. Для этого ученые сконструировали специальную камеру, которая может имитировать температуру, давление, влажность и другие физические параметры, царящие в высоких слоях атмосферы. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Physical Chemistry Chemical Physics, а их популярное изложение представляет Science.

Ученые следили за процессом рождения облака, несколько преобразовав конструкцию специального электронного микроскопа, который может увеличивать объекты в газовой среде. Они приделали к нему камеру, способную точно имитировать температуру, давление и относительную влажность, при которой формируется конкретный тип облаков.

Далее авторы проекта поместили «ингредиенты» будущего облака — минеральные частицы и воду — в эту камеру.

На высоте около 6 тыс. м над землей минеральные частицы связываются с водяным паром, в результате чего появляются первые кристаллики льда — из которых впоследствии и образуются перистые облака. Исследователи снимали процесс с частотой 3 кадра/сек. На изображении, полученном через микроскоп, видно, как кристаллы льда образуются на частицах, размером всего в 50 нанометров в ширину.

Ученые отмечают, что их эксперимент послужит более полному пониманию того, как образование облаков влияет на климат Земли.

Читайте также на портале Научная Россия: океанический планктон влияет на образование льда в облаках.