Пермский геологический период называют золотым веком «звероящеров» (немаммальных синапсид) ― наших далеких предков, представлявших собой  нечто среднее между пресмыкающимися и млекопитающими. Остатки доисторической флоры и фауны, найденные в разные годы на российской территории, сыграли огромную роль в изучении пермского периода, а началось оно со знаменитой экспедиции шотландского геолога Родерика Импи Мурчисона (1792–1871) по территории Европейской России и Урала. Подробнее об этом ― в нашем материале, посвященном 232-летию со дня рождения ученого.

Благодаря исследованиям Родерика Мурчисона и его коллег российские геологические отложения впервые удалось включить в международную стратиграфическую (геохронологическую) шкалу. Пермский период (299–252 млн лет назад), единственный геологический период с русским названием, стал новым этажом в каменной летописи Земли, а его изучение подарило миру уникальные знания о «звероящерах», населявших планету еще до появления динозавров.

Первые путешествия Мурчисона в Россию проходили в 1840–1841 гг. К тому моменту за плечами 49-летнего ученого уже были открытия силурийского (1835) и девонского (1839) периодов все той же палеозойской эры. Впервые отправляясь в Россию, исследователь рассчитывал найти отложения девона, который часто называют веком рыб, но обнаружил нечто иное.

«Огромные слои мергелей, сланцев, известняков, песчаников и конгломератов, обнаруженные выше каменноугольных слоев в Пермской губернии, могут принадлежать особому периоду земной истории», ― писал геолог.

В отложениях на территории нынешних Архангельской и Владимирской областей, а также Пермского края исследователь нашел чешую рыб, остатки древних моллюсков, микроскопических ракообразных и других животных и растений. Ученый вел путевой дневник, старательно записывая свои оригинальные наблюдения, часто касавшиеся не только геологии, но и повседневной жизни. В своей знаменитой книге «Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского», вышедшей в России в 1849 г., путешественник последовательно описал все геологические системы, встретившиеся ему во время экспедиции.

Пермская фауна. «Звероящеры» эдафозавры. Иллюстрация: Max Fuchs on Pinterest

Пермская фауна. «Звероящеры» эдафозавры.
Иллюстрация: Max Fuchs on Pinterest

Изысканиям Родерика Мурчисона содействовали местные губернаторы, российские геологи и сам император Николай I. Включить в мировую науку геологические знания, накопленные к тому моменту в России, было важной задачей, а получение принципиально новых сведений о прошлом нашей Земли сулило еще больше возможностей для интеграции в мировое научное сообщество.

Ученые А.Г. Сенников (Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН), Майкл Бентон (Бристольский университет) и Эндрю Ньюэлл (Британская геологическая служба) считают, что впервые с пермскими геологическими отложениями Родерик Мурчисон встретился не в Пермском крае, а в Вязниках Владимирской области. Именно там, скорее всего, он увидел те самые красные и желтые осадочные породы, впоследствии выделенные в самостоятельный этаж каменной летописи Земли, отделяющий палеозой от мезозоя. Но все-таки наибольшее количество пермских геологических отложений было найдено именно в районе Пермского края ― отсюда и родилось название для отдельного периода, предложенное Мурчисоном.

Пермский «звероящер» эстемменозух в представлении художника. Иллюстрация: Emiliano Troco

Пермский «звероящер» эстемменозух в представлении художника.
Иллюстрация: Emiliano Troco

Вернувшись в Великобританию, ученый представил научному сообществу результаты своих исследований. Несмотря на то что подобные геологические формации ранее уже были описаны в Германии под названием «цехштейн», в геохронологической шкале закрепился именно «пермский период», ведь многочисленные и разнообразные отложения из Приуралья были (и остаются) одними из самых значимых и наиболее полно раскрывающих пермскую страницу в истории древней Земли.

«…Нигде, ни в целой Германии, ни в Великобритании не представляется подобный свод усугубленных доказательств, приводящих к сознанию независимости какой-либо системы геологической», ― утверждал Родерик Мурчисон.

Одновременно с Родериком Мурчисоном и вскоре после него изучением пермского периода начала заниматься целая плеяда великих российских ученых: Владимир Прохорович Амалицкий, Иван Антонович Ефремов, Степан Семенович Куторга, Григорий Иванович Фишер фон Вальдгейм, Константин Константинович Флеров и многие другие.

Целые скелеты пермских животных на территории России впервые нашел отец русской палеонтологии профессор В.П. Амалицкий. Богатейшее захоронение «звероящеров», амфибий, парарептилий и других обитателей перми ученый обнаружил в песчаных слоях под Котласом в районе реки Северной Двины (Архангельская область). Знаменитые научные раскопки под руководством В.П. Амалицкого в России проводились на рубеже XIX–XX вв. Многочисленные уникальные находки, ставшие мировой сенсацией, способствовали бурному развитию отечественной палеонтологии, в том числе систематическому изучению пермского периода, и легли в основу Палеонтологического музея им. Ю.А. Орлова РАН.

Еще одно легендарное место с остатками пермской фауны было открыто недалеко от города Очера Пермского края. В середине XX в. огромное захоронение с тысячами костей, десятками черепов и целых скелетов древних «звероящеров» и других животных здесь обнаружила экспедиция под руководством П.К. Чудинова ― ученика и биографа знаменитого палеонтолога и писателя-фантаста И.А. Ефремова. Благодаря очерской фауне палеонтологическая летопись пополнилась новыми семействами и родами представителей перми. Среди многочисленных находок особенно выделялся гигантский растительноядный ящер с роговидными выростами на черепе ― эстемменозух, который до сих пор не был найден больше нигде в мире и считается главным символом очерской фауны.

Легендарные сотрудники Палеонтологического института РАН ― препаратор окаменелостей Я.М. Эглон (слева) и палеонтолог П.К. Чудинов ― с черепом эстемменозуха. Москва, 1964 г. Фото: из архива ПИН РАН и личных архивов П.К. Чудинова

Фото: из архива ПИН РАН и личных архивов П.К. Чудинова

После того, как эстемменозух был найден под Очером, Иван Андреевич Ефремов написал об этом удивительном животном в своем самом известном научно-фантастическом романе «Туманность Андромеды»:

«Над глазницами торчали костяные выросты, такие же выступы прикрывали сверху височные впадины и выпуклости черепных дуг. На затылочном крае поднимался большой конус с отверстием огромного теменного глаза. <…> Увеличение мускульной силы вызвало утолщение костей скелета, подвергавшихся большой нагрузке, а увеличившаяся тяжесть скелета требовала нового усиления мышц. Так прямая зависимость в архаических организмах заводила пути развития множества животных в безысходные тупики, пока какое-нибудь важное усовершенствование физиологии не позволяло снять старые противоречия и подняться на новую ступень эволюции. Казалось невероятным, что такие существа могли находиться в ряду предков человека с его прекрасным, позволяющим изумительную подвижность и точность движений телом».

«Двинопарк» ― парк «звероящеров» пермского периода в Котласе Архангельской области. Скульптуры представлены в натуральную величину. Фото: Алексей Шехонин

Фото: Алексей Шехонин

Хорошо известны и другие российские отложения пермского периода: из Удмуртии и Пермского края, Архангельской, Кировской, Оренбургской областей и других регионов. Остатки пермской палеофауны исследуют по всему миру, особенно знамениты многочисленные уникальные находки из Южной Африки и Северной Америки.

В позднем пермском периоде появляются прямые предки млекопитающих ― цинодонты. Этой группе животных удалось пережить великое вымирание биоты в конце перми. На самом деле в пермском периоде было не одно, а несколько вымираний, но самым катастрофическим оказалось именно пермско-триасовое 252 млн лет назад. Произошла грандиозная смена морской фауны: исчезли крупные фораминиферы (фузулиниды), трилобиты, палеозойские кораллы, многие брахиоподы, аммониты, морские лилии и др. ― около 90% видов подводных жителей. На суше вымерло более 70% животных. Глобальная катастрофа запустила очередной виток истории и привела к появлению новых хозяев планеты ― динозавров, положив конец эпохе неуклюжих и медлительных «звероящеров».

Группа пермских «звероящеров» под названием цинодонты дала начало млекопитающим и в конечном итоге всем людям на планете. На картинке ― примитивный цинодонт тринаксодон, появившийся в конце пермского периода. Иллюстрация: Midiaou Diallo / DeviantArt