Общепризнано, что разговоры за рулём являются одним из основных отвлекающих факторов, но конкретные способы, с помощью которых разговор влияет на ранние этапы обработки визуальной информации, остаются неясными. Хотя предыдущие исследования показали, что когнитивные отвлекающие факторы могут замедлять торможение или снижать ситуационную осведомлённость, вопрос о том, нарушает ли разговор базовые процессы, предшествующие физическим реакциям, остаётся без ответа.
Исследователи из Университета здоровья Фудзита продемонстрировали, что разговор создаёт когнитивную нагрузку, достаточную для того, чтобы замедлить важные реакции, связанные с движением глаз, что может влиять на быструю визуальную оценку, необходимую для безопасного вождения. В исследовании, проведённом доцентом Синтаро Уэхарой и его командой, опубликованном в PLOS ONE, изучалось, как разговор влияет на динамику движения глаз.
Поведение глаз особенно важно, поскольку примерно 90 % информации, используемой при вождении, поступает визуально. Любая задержка в начале или завершении движения глаз может привести к замедлению распознавания опасностей, снижению точности визуального сканирования и задержке двигательной реакции. «Мы исследовали, влияет ли когнитивная нагрузка, связанная с речью, на поведение глаз», — объясняет доктор Уэхара.
Чтобы изучить этот вопрос, исследователи попросили 30 здоровых взрослых людей выполнить задание на быстрое движение глаз от центра к периферии в 3 разных условиях: во время разговора, во время прослушивания и в контрольном режиме без задания. Участникам было предложено как можно быстрее и точнее посмотреть на периферийную визуальную цель, расположенную в одном из 8 направлений. В режиме разговора участники отвечали на общие и эпизодические вопросы, адаптированные из шкалы интеллекта взрослых Векслера, а также на дополнительные пользовательские запросы. В режиме прослушивания участники слушали отрывки из японского романа «Я — кот». Порядок условий был случайным образом распределён на 3 дня.
У всех участников во время разговора наблюдались явные и устойчивые задержки в 3 ключевых временных компонентах движения глаз: времени, необходимом для начала движения глаз после появления цели (время реакции), времени, необходимом для достижения цели (время движения), и времени, необходимом для стабилизации взгляда на цели (время корректировки). Ни один из этих эффектов не наблюдался во время прослушивания или в контрольных условиях, что позволяет предположить, что сам процесс разговора и когнитивные усилия, необходимые для поиска и формулирования вербальных ответов, существенно влияют на механизмы контроля движения глаз.
Сами по себе эти задержки кажутся незначительными, но во время вождения они могут накапливаться, приводя к замедлению обнаружения опасностей и задержке физических реакций. Даже разговоры по громкой связи могут создавать когнитивную нагрузку, достаточную для того, чтобы помешать нейронным процессам, которые инициируют движения глаз и управляют ими. Поскольку водителям часто приходится смотреть вниз, чтобы увидеть пешеходов, мусор или другие объекты на дороге, эти задержки указывают на то, что разговоры во время вождения сопряжены с большими рисками.
Авторы отмечают, что их выводы не означают, что разговор за рулём является единственной или основной причиной замедления физических реакций. На качество вождения влияет множество когнитивных и перцептивных факторов, в том числе «слепота невнимания», разделение внимания и более широкое вмешательство, которое происходит, когда мозг вынужден одновременно выполнять две сложные задачи.
Тем не менее исследование показывает, что разговор приводит к задержкам на самом раннем этапе обработки визуальной информации перед распознаванием, принятием решения или физическим действием. Это означает, что разговор может незаметно снижать качество вождения способами, которые не сразу очевидны для водителей.
Эти выводы имеют большое значение для обеспечения общественной безопасности. Понимая, что когнитивные усилия, связанные с разговором, могут снизить точность и скорость реакции, водители могут более осознанно подходить к тому, когда и как они разговаривают за рулём. Со временем эти знания могут способствовать более безопасному вождению, лечь в основу программ обучения водителей, вдохновить на улучшение дизайна интерфейсов транспортных средств и помочь в разработке рекомендаций по борьбе с когнитивными отвлекающими факторами.
[Фото: ru.123rf.com]



















