Кейтлин Сейм (Caitlyn Seim) и Тэд Старнер (Thad Starner) из Технологического института штата Джорджия сумели запрограммировать устройство Google Glass на пассивное обучение его пользователя азбуке Морзе и получили предварительные подтверждения успеха. Вообще они занимаются оснащением компьютерных гаджетов способностью передавать сигналы с помощью вибрации или иных тактильный воздействий. Об этом они рассказали на 20-м Международном Симпозиуме по носимым компьютерам в Гейдельберге (Германия).

12 участников эксперимента носили «умные» очки во время онлайн-игры на компьютере. Во время серии сеансов игры, каждая продолжительностью по часу, шестеро из них слушали слова, многократно повторяемые встроенным в устройство динамиком, и воспринимали легкие толчки за правым ухом от встроенного в оправу очков преобразователя, соответствующие сочетаниям точек и тире каждой буквы произносимого слова. А другие шестеро слушали только звуки, не сопровождаемые вибрацией.

После каждого сеанса игры всех участников просили «настучать» пальцем на сенсорной панели очков коды букв в азбуке Морзе. И если они настукивали, например, «точка-точка», на дисплее появлялась буква «i». Это краткое тестирование побуждало их попытаться заучить азбуку Морзе. После четырех сеансов продолжительностью по часу члены группы, которая получала тактильные сигналы, могли настучать панграмму (предложение, содержащее все буквы алфавита) с точностью 94%. А члены группы, получавшие только звуковые сигналы, достигли точности лишь 47%.

Пассивное гаптическое обучение может помочь человеку быстро освоить новые методы ввода текста через устройства вроде клавиатуры или вслепую с помощью похожей на азбуку Морзе системы касаний в умных часах. «Набору текстов в коде Морзе можно научиться, не уделяя этому большого внимания — сказал профессор Старнер. — Это может ощутимо изменить использование людьми мобильных и носимых устройств».

Полученные результаты «в точности согласуются» также с другими эффектами гаптического обучения, обнаруженными этими исследователями в прежних работах, говорит Сейм. Например, его группа разработала компьютерные перчатки, передающие пальцам вибрации с целью выработки «мышечной памяти» для игры на пианино или набора текстов шрифтом Брайля.