Иммунотерапия основана на использовании собственной иммунной системы человека для атаки раковых клеток. Однако пациенты с определенными опухолями не реагируют на эти методы лечения, и до сих пор неясно, почему. «Полное воздействие противораковой иммунотерапии еще не реализовано, особенно в отношении некоторых опасных опухолей», – говорит Кевин Тарп, доцент программы по изучению метаболизма и микроокружения рака в Sanford Burnham Prebys, сообщается на сайте института.

Исследователи предполагают, что отчасти причина неудач этих терапий кроется в опухолевом фиброзе – образовании толстого слоя коллагена (как рубцовая ткань), который служит барьером для проникающих в опухоль иммунных клеток, таких как цитотоксические Т-лимфоциты (ЦТЛ).

В новой работе, опубликованной в журнале Nature Cancer, первый автор Тарп и его коллеги рассказывают о том, как фиброзное микроокружение опухоли создает неблагоприятную среду для противоопухолевого иммунитета.

В исследовании, посвященном раку молочной железы, авторы сообщают, что опухоль-ассоциированные макрофаги (TAMs), тип иммунных клеток, в изобилии встречающихся в микросреде опухоли, реагируют на физические свойства фиброза, синтезируя связанные с травмой коллагены, которые способствуют закрытию раны и «реэпителизации». В результате метаболических изменений в TAMs образуются побочные продукты обмена веществ, которые подавляют противоопухолевую функцию CTLs.

По словам Тарпа, метаболические изменения в микросреде представляют собой более серьезную проблему для противоопухолевых реакций, чем физический барьер.

«Обычно CTL мигрируют через пространства гораздо меньшие, чем щели в коллагеновых сетях, которые образуются вокруг опухолей. Наше исследование дает альтернативное объяснение тому, почему противоопухолевый иммунитет ослаблен при фиброзных опухолях», – говорит Тарп.

По словам Керстена, полученные результаты подчеркивают, что фенотип и функции иммунных клеток в контексте рака в значительной степени регулируются факторами окружающей среды, такими как жесткость тканей и метаболические проблемы.

«Наши результаты помогают лучше понять механизмы, регулирующие противоопухолевый иммунный ответ в фиброзных опухолях, и будут способствовать разработке новых стратегий, которые будут работать в сочетании с иммунотерапией для лечения раковых больных», – заключили ученые.

[Фото: Kevin Tharp, Sanford Burnham Prebys]