Археологи из Европейской Академии в Больцано проанализировали митохондриальные ДНК остатков одежды первобытного человека Отци и определили, из каких шкур она была сделана. Подробности опубликованы в Scientific Reports.

Мумифицированные остатки древнего человека, жившего примерно 5300 лет назад, были обнаружены вмерзшими в лед в Альпах на границе Австрии и Италии в 1991 году. По названию этой части гор — Эцтальских Альп — ему дали прозвище Отци (или Эци). За прошедшие годы ученые узнали очень много об этом человеке. Мы знаем, что ему было 45-46 лет, его рост был 165 сантиметров, а вес — 50 кг, хотя найденная мумия весила всего 38 кг.

Теперь же микробиологи из Больцано смогли изучить митохондриальные ДНК, сохранившиеся на обрывках одежды Отци. В результате они смогли определить, из каких шкур была сделана эта одежда. Оказалось, по словам Фрэнка Максинера (Frank Maxiner), одного из участников исследования, что в изготовлении одежды «царил порядок, есть своя структура и даже мода».

Одежда была сшита из шкур разных зверей, явно подобранных со смыслом: верхняя одежда сделана из овечьей шкуры, очевидно, как из-за ее плотности, дававшей максимум тепла. На ней же найдены остатки четырех видов козьей и овечьей шкуры. Из этого можно сделать вывод о том, что заплатки ставились из любых подручных материалов, а можно вслед за Максинером, наоборот, решить, что ее чинили с помощью тех же шкур, из которых она была сшита.

Колчан для стрел сделан из оленьей шкуры, шапка — из шкуры медведя, обтягивающие штаны — из козьей шкуры, а шнурки для обуви (да-да! У него были шнурки!) — из коровьей.

Все это показывает как раз ту смесь домашних и диких животных, которая и должна была быть доступна земледельцам и скотоводам, еще не забывшим об образе жизни охотников.

Фото: Institute for mummies and the iceman

Историки давно предполагали, что люди, населявшие эту часть Европы в то время уже занимались сельским хозяйством. Изучение желудка Отци подтвердило это мнение. В его желудке были найдены следы отрубей, фруктов, кореньев. В то же время охота явно помогала Отци выживать, так как его последняя еда состояла из мяса двух видов диких оленей. В то же время высокое содержание меди и свинца в волосах дало возможность предположить, что Отци имел отношение к добыче меди, — люди того времени уже начинали добывать металлы. Отци, очевидно, умер не своей смертью, во всяком случае, на его теле были обнаружены следы стрелы, попавшей ему в плечо. Хотя, есть версия и о том, что он умер в результате воздействия вредоносных бактерий (см. «Древнего человека убила бактерия»)

Три или четыре ребра, как показала компьютерная томография, были раздавлены уже после смерти, возможно, это следы какого-то похоронного обряда.

Ученые изучали Отци все эти годы, и новые методы, появившиеся в последнее время, дают возможность получать новую информацию. Например, в 2011 году был секвенирован полный геном Отци, и ученые даже нашли в Тироле 19 его родственников!

Теперь ученые заново обследуют останки Отци и его одежды, пытаясь обнаружить на ней следы не только митохондриальных, но и ядерных ДНК, которые могут содержать еще какую-то, пока что неизвестную нам информацию.