Маленькие дети изучают язык намного быстрее, чем подростки или взрослые. Одно из объяснений этого преимущества в обучении заключается не в различиях между детьми и взрослыми, а в том, как педагоги разговаривают с детьми и взрослыми, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Psychological Science.

Впервые группа исследователей разработала метод экспериментальной оценки того, как родители используют то, что они знают о языке своих детей, при разговоре с ними. Они обнаружили, что у родителей есть чрезвычайно точные модели языковых знаний своих детей, и они используют эти модели для настройки языка, на котором они разговаривают с ними.

«В течение многих лет мы знали, что родители разговаривают с детьми иначе, чем с другими взрослыми, во многих отношениях, например, упрощая свою речь, дублируя слова и растягивая гласные звуки, - сказал Дэниел Юровски, доцент кафедры психологии Университета Карнеги-Меллона. –Это помогает маленьким детям овладеть языком, но мы не выяснили, меняют ли родители манеру говорения по мере того, как дети изучают язык».

Взрослые склонны говорить с детьми медленнее и с большим интонированием. Они также используют более детальное изложение, повторение и упрощенную структуру языка. Взрослые также приправляют свое общение вопросами, чтобы оценить понимание ребенка. По мере того как ребенок владеет языком, структура и сложность предложений, используемых взрослыми, возрастают.

Юровски сравнивает это с прогрессом, которому следует ученик, изучая математику в школе.

«Когда вы идете в школу, вы начинаете с алгебры, а затем изучаете геометрию плоскости, прежде чем переходить к исчислению, - сказал Юровски. - Люди разговаривают с детьми, используя ту же структуру, не задумываясь об этом. Они отслеживают, насколько хорошо их ребенок знает язык, и изменяют то, как они говорят, чтобы дети понимали их».

Юровски и его команда стремились понять, как именно воспитатели настраивают свое взаимодействие на речевое развитие ребенка. Команда разработала игру, в которой родители помогали своим детям выбрать конкретное животное из набора из трех животных - игру, в которую малыши (в возрасте от 15 до 23 месяцев) и их родители регулярно играют в повседневной жизни. Половина животных в игре на сопоставление была животными, которых дети обычно изучают до 2 лет (например, кошка, корова), а другая половина - животные, которых обычно учат позже (например, павлин, леопард).

Исследователи попросили 41 пару ребенок-взрослый поиграть в игру в естественной обстановке в лаборатории. Они измерили различия в том, как родители говорили о животных, которых, по их мнению, знали их дети, по сравнению с теми, которых, как они думали, их дети не знали.

«Родители обладают невероятно точным знанием языка своих детей, потому что они были свидетелями того, как они растут и учатся, - сказал Юровски. - Эти результаты показывают, что родители используют свои знания о языковом развитии своих детей для точной настройки языковой информации, которую они предоставляют».

Исследователи обнаружили, что воспитатель использовал различные техники, чтобы передать ребенку «неизвестное» животное. Наиболее распространенным подходом было использование дополнительных описателей, знакомых ребенку.

«Этот [исследовательский] подход позволяет нам экспериментально подтвердить идеи, которые мы разработали на основе наблюдений за тем, как дети и родители ведут себя дома, - сказал Юровски. - Мы обнаружили, что родители не только использовали то, что они уже знали о языковых знаниях своих детей до исследования, но и что, если они узнали, что они неправы - например, их ребенок на самом деле не знал «леопарда», - они изменили способ рассказывания об этом животном в следующий раз».

Исследование состояло из 36 экспериментальных испытаний, в которых каждое животное появлялось в качестве мишени как минимум дважды в игре. Участники представляли расовый состав, похожий на Соединенные Штаты (56% белых, 27% черных и 8% латиноамериканцев).

Результаты отражают западную точку зрения родителей, а также воспитателей с более высоким уровнем образования, чем это типично для страны. Исследователи не измеряли независимо друг от друга знания детей о каждом животном. По результатам этого исследования нельзя определить, узнали ли дети каких-либо новых животных во время игры.

Юровски считает, что результаты могут иметь некоторое отношение к исследователям, работающим в области машинного обучения.

«Эти результаты могут помочь нам понять, как думать о языковых системах машинного обучения, - сказал он. - Прямо сейчас мы обучаем языковые модели, предоставляя им все языковые данные, которые мы можем получить сразу. Но мы могли бы добиться большего, если бы могли предоставить им нужные данные в нужное время, сохраняя их на нужном уровне сложности, к которой они готовы».

[Фото: ru.123rf.com/profile_bialasiewicz]