Каждый любитель детектива мечтает оказаться на месте Шерлока Холмса: расследовать таинственные преступления, одним взглядом подмечать мельчайшие детали, складывать факты в единую теорию, проявлять дедуктивную находчивость и блестяще разоблачать преступников. Но какими методами пользуются настоящие «гениальные сыщики»? И какую науку они изучают?

Криминалистика занимается разработкой методов расследования преступлений. А так как цель любого следствия – вычислить виновного, задача криминалистики – обеспечить максимальное количество сведений о личностях жертвы и преступника. Существуют разнообразные методы идентификации личности. Самый незамысловатый – сопоставить сведения из документов и информацию, полученную в результате судебно-медицинской экспертизы. Если же возникают сомнения в верности документационных данных, проводят процедуру опознания – привлекают свидетелей для установления личности. Однако когда беспристрастность свидетелей не гарантирована, криминалисты прибегают к более изощренным методам.

Дактилоскопия – благодаря детективным романам и криминальным драмам самый растиражированный способ опознать преступника. Это метод установления личности по отпечатку пальца.

Fingerprint_Right_Loop

Еще в XVII веке ученые классифицировали узоры на коже пальцев на три типа: дугообразные, петлеобразные и завитковые. Папиллярный узор формируется на тринадцатой неделе развития плода в материнской утробе, у каждого человека он уникален и неповторим. Существует заблуждение, что идентификации по отпечаткам пальцев можно избежать, если деформировать узор: сжечь кожу на пальцах, стереть или отрезать. Но в случае химического или физического воздействия на конечностях появляются рубцы, по которым так же легко идентифицировать личность при снятии отпечатков. Как правило, рисунок на коже стоп меньше подвержен деформации, поэтому нередко криминалисты исследуют папиллярные узоры на пятках, сопоставляют результаты с имеющимися в базе данными.

Следующим криминалистическим методом активно пользуются археологи. Остеометрический способ идентификации личности позволяет по костным останкам вычислить возраст, пол, физиологические особенности человека. Исследователи ориентируются на череп и тазовую кость.

Крими

Череп формируется у эмбриона уже на второй неделе развития. В материнской утробе организм не нуждается в дыхании и пережевывании пищи, поэтому черепная коробка новорожденного имеет особую конфигурацию: мозговой отдел почти в 9 раз больше лицевого по объему, челюсти, особенно альвеолярные отростки, недоразвиты. Впоследствии череп модифицируется, ребенок приобретает более выраженные индивидуальные черты.

Крими

У взрослого человека объемы мозгового и лицевого отделов соотносятся как 2 к 3. По визуальным характеристикам лицевого отдела можно установить пол: как правило, у мужчин более массивная нижняя челюсть, достигающая в весе 80 граммов и более, выдаются вперед затылочный бугор и надбровные дуги, глазницы имеют прямоугольную форму. Женский череп более изящен: нижняя челюсть весит меньше 65 граммов, затылочный бугор более приплюснутый, глазницы круглые. У мужчин лицевой отдел более развит, чем у женщин, и сама черепная коробка крупнее на 100-200 кубических сантиметров.

Представим: условный криминалист В. обнаружил труп, обстоятельства указывают на суицид. Осматривая место предполагаемого преступления, криминалист В. обнаружил кровавый след на плитке и волос на полу. Он отнес биоматериал на молекулярно-генетическую экспертизу и выяснил, что у клеток крови и волоса разный генетический состав: кровь принадлежит жертве, волос – постороннему лицу. Если биоматериал взят у одного человека, клетки будут иметь одинаковый генетический состав.

Молекулярно-генетическая экспертиза помогает установить кровное родство, расовую и половую принадлежность, задействовав минимальное количество биоматериала. Чаще всего используются кровь, волос, семенная жидкость, эпителий внутренней стороны щеки. Генетический состав любого организма уникален, а состав клеток в одном организме идентичен.

В клетках заключается наследственный материал - геном (молекулы ДНК), состоящий из 23 пар хромосом, 22 пары содержат информацию об особенностях внешности, психики, физиологии человека.

Для осуществления экспертизы исследуют определенный участок хромосомы, который состоит из короткой (от 2 до 6) или длинной (от 7) последовательности нуклеотидов. Участки-тандемы повторяются. Изучению подвержены короткие тандемные повторы (STR - short tandem repeats), так как длинные под воздействием химических веществ или радиации могут деградировать. По количеству повторяющихся тандемов на определенном участке формируется генетический профиль человека.

Для идентификации по материалу ДНК стандартизировано около 30 наборов нуклеотидов, в которых количество повторов уникально. На основе этих наборов созданы международные стандарты теста ДНК - CODIS, ESSS, UK Core Loci.

Каждый человек получает 50% генетического материала от матери и 50% - от отца. Установление родства возможно при сопоставлении генетических профилей «по вертикали» (родитель-ребенок): мать-сын, мать-дочь, отец-сын, отец-дочь. Для этого сравнивают количество тандемных повторов в каждой аллели. Если хотя бы в двух нуклеотидных последовательностях обнаружены аллели, не свойственные отцу или матери, родство не подтверждается. Для подтверждения родства показатель вероятности должен превысить 99,90 %, если в тесте участвовали оба родителя и ребенок. Если же биоматериал получен от ребенка и только отца (только матери), вероятность должна достичь показателя 99,75 %.

С развитием технологий криминалистические методы практически не допускают погрешностей, что ускоряет ход расследования и делает достовернее его результаты.

Автор: Ксения Луженкова