0 комментариев 712

Изменение формы помогает некоторым бактериям стать более устойчивыми к антибиотикам

Новое исследование под руководством доцента физики Университета Карнеги-Меллона Шиладитьи Банерджи показывает, как определенные типы бактерий могут адаптироваться к длительному воздействию антибиотиков, изменяя свою форму.

Новое исследование под руководством доцента физики Университета Карнеги-Меллона Шиладитья Банерджи демонстрирует, как определенные типы бактерий могут адаптироваться к длительному воздействию антибиотиков, изменяя свою форму, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Nature Physics.

Адаптация - это фундаментальный биологический процесс, заставляющий организмы изменять свои черты и поведение, чтобы лучше соответствовать окружающей среде. К адаптации способны любые живые организмы - будь то знаменитое разнообразие зябликов, наблюдаемое биологом-первопроходцем Чарльзом Дарвином, или множество разновидностей бактерий, с которыми сосуществуют люди. В то время как антибиотики уже давно помогают людям предотвращать и лечить бактериальные инфекции, многие виды бактерий все лучше адаптируются, чтобы противостоять лечению антибиотиками.

Исследования Банерджи в Карнеги-Меллон и на его предыдущей должности в Университетском колледже Лондона были сосредоточены на механике и физике, лежащих в основе различных клеточных процессов, и общей темой в его работе было то, что форма клетки может оказывать сильное влияние на ее воспроизводство и выживание. Вместе с исследователями из Чикагского университета он решил выяснить, как воздействие антибиотиков влияет на рост и морфологию бактерии Caulobacter crescentus - широко используемого модельного организма.

«Используя эксперименты с одной клеткой и теоретическое моделирование, мы демонстрируем, что изменение формы клеток действует как стратегия обратной связи, чтобы сделать бактерии более адаптивными к выживанию при воздействии антибиотиков», - сказал Банерджи.

При воздействии менее чем смертельных доз антибиотика хлорамфеникола на протяжении нескольких поколений исследователи обнаружили, что бактерии резко меняют свою форму, становясь более широкими и изогнутыми.

«Эти изменения формы позволяют бактериям преодолеть стресс от антибиотиков и возобновить быстрый рост», - сказал Банерджи. Исследователи пришли к такому выводу, разработав теоретическую модель, чтобы показать, как эти физические изменения позволяют бактериям достигать более высокой кривизны и более низкого отношения поверхности к объему, что позволяет меньшему количеству частиц антибиотика проходить через их клеточные поверхности по мере их роста.

«Это понимание имеет большое значение для здоровья человека и, вероятно, будет стимулировать многочисленные дальнейшие молекулярные исследования роли формы клеток в росте бактерий и их устойчивости к антибиотикам», - сказал Банерджи.

адаптация антибиотики бактериальные инфекции бактерии резистентность к антибиотикам