Глобальное потепление приводит к уменьшению территорий вечной мерзлоты, и за этим процессом необходимо не только внимательно наблюдать, но и пользоваться открывающимися возможностями. Об этом на сессии Восточного экономического форума 2025, посвященной чрезвычайным ситуациям в Арктике и на Дальнем Востоке, сообщил председатель Дальневосточного отделения РАН Юрий Николаевича Кульчин.

«Я хотел бы остановиться на одной важной проблеме, которая возникает в условиях арктических территорий. Мы все хорошо знаем, что живем в эпоху глобального изменения климата. Это изменение обусловлено увеличением концентрации парниковых газов в атмосфере, что приводит к ее разогреву и, как следствие, к нагреву всей Земли. Это создает серьезные проблемы с вечной мерзлотой, которую сейчас правильнее называть многолетней мерзлотой», — сообщил Ю.Н. Кульчин.

Две трети территории России находятся в зоне многолетней мерзлоты. Ученый отметил, что наблюдается ее быстрый разогрев, особенно на северных территориях. В России этот процесс идет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по всему земному шару. И это приводит к двум основным последствиям: теряется устойчивость сооружений, которые построены на вечной мерзлоте, и высвобождаются парниковые газы, в первую очередь, метан.

«Возникает и другая проблема: отступление мерзлоты обнажает новые территории, например, торфяники, которые затем становятся причиной масштабных пожаров. Сочетание высоких температур и выбросов CO2 наносит колоссальный вред здоровью человека. Все эти процессы необходимо постоянно мониторить. Поэтому перед нами остро стоит необходимость создания единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ. В рамках создания такой системы необходимо решить несколько ключевых задач», — продолжил доклад академик.

Юрий Николаевич выделил четыре основных пункта:

  1. Разработка глобальной модели земной климатической системы и расширение системы климатического и экологического мониторинга для составления более точных климатических прогнозов, что крайне важно для служб МЧС
  2. Разработка сценария развития российской экономики в условиях глобального изменения климата. Отступление мерзлоты меняет ландшафт и растительность, открывая новые возможности, например, для сельского хозяйства на территориях, которые ранее для этого не использовались
  3. Разработка системы наземного и дистанционного мониторинга потоков углерода и парниковых газов, создание сети станций. Так же, как мы развиваем систему геофизического мониторинга для землетрясений, мы должны делать это и для парниковых газов
  4. Создание системы экологического мониторинга Мирового океана.

«Хочу отметить, что эта работа уже начата нашим правительством. Существует программа, в рамках которой работают более 50 исследовательских институтов. Проведена большая работа для понимания объемов и динамики выбросов парниковых газов. Программа приостановлена, но ее, видимо, следует продолжать. При этом, создавая единую национальную сеть, нельзя забывать, что она должна учитывать региональные особенности. То, что происходит в Мурманской области, отличается от процессов на Камчатке. Поэтому необходимо создавать региональные узлы и пункты для мониторинга», — заключил Ю.Н. Кульчин.

Фото на странице: Сергей Лукин / Росконгресс