Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Nature Astronomy, загадочный поток микроволн, исходящих от молодых звездных систем Млечного Пути, может быть вызван наноалмазами размером около 1,5-2,2 нанометра, которые быстро вращаются в полевых дисках вокруг молодых звезд.

Аномальное микроволновое излучение (АМИ) было обнаружено случайно в конце в прошлого века. И уже на протяжении примерно 20 лет ученые пытаются решить его загадку и понять, что является его источником. Существует несколько теорий происхождения излучения. До сих пор наиболее вероятным «виновником» АМИ считался класс органических молекул, известных как полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), – молекулы на основе углерода, распространенные во всем межзвездном пространстве. Считается, что они излучают слабый инфракрасный свет, по которому их можно обнаружить.

Последнее исследование астрономов из Кардиффского университета (Великобритания) обнаружили, что наноалмазы (особенно гидрогенизированные наноалмазы, которые наделены водородсодержащими молекулами на их поверхностях), которые естественным образом формируются в протопланетных дисках и встречаются в метеоритах на Земле, являются наиболее вероятным источником АМИ.

Ученые пришли к такому выводу, наблюдая за 14 звездами Млечного Пути, которые были наиболее вероятными источниками аномального микроволнового излучения. В протопланетных дисках вокруг трех из этих звезд (V892 Tau, HD 97048 и MWC 297) было зарегистрировано АМИ. Согласно ранее полученным данным инфракрасного излучения, в этих трех системах содержатся наноалмазы. Для своих наблюдений ученые использовали радиотелескопы GBT (Robert C. Byrd Green Bank Telescope) в Западной Вирджинии (США) и Австралийский телескоп АТСА (Australia Telescope Compact Array).

Наноалмазы в пылевых дисках, вероятно, образуются из перегретого пара из атомов углерода в сильно возбужденных звездообразующих областях. При вращении они производят электрическое дипольное излучение. Поскольку эти частицы настолько малы, они способны вращаться исключительно быстро – из-за этого излучение происходит в микроволновом диапазоне (длина волны – меньше метра).

Результаты исследования могут помочь построить модели галактического микроволнового излучения, которое необходимо учитывать при изучении реликтового излучения, или космического сверхвысокочастотного фонового излучения, – так называемого «послесвечения» Большого Взрыва.

[Изображение: Sci-News]