Исследователи СФУ совместно с коллегами из-за рубежа нашли способ определить пол финиковых пальм

Выявленные учеными молекулярные маркеры (ДНК- маркеры) определяют половую принадлежность на стадии саженцев, что необходимо для успешной культивации деревьев

Ученый Сибирского федерального университета (СФУ) совместно с коллегами из Египта и Германии выявили молекулярные маркеры (ДНК- маркеры), которые позволили им определить пол финиковых пальм на стадии саженцев, что необходимо для успешной культивации этих растений. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу СФУ.

Ранее ученые неоднократно предпринимали попытки идентифицировать связанные с полом молекулярно-генетические маркеры (признак, выявляемый методами молекулярной биологии на уровне ДНК, для определенного гена), которые можно использовать для определения мужских и женских деревьев финиковой пальмы. Выявление половой принадлежности на стадии рассады значительно упростит процесс культивирования этих полезных растений с помощью семян. Это важно для стран, которые специализируются на выращивании фиников, например Египта.

"Руководитель лаборатории лесной геномики СФУ Константин Крутовский в совместном исследовании с учеными Национального исследовательского центра в Каире (Египет) и Геттингенского университета (Германия) выявил молекулярные маркеры, позволяющие достоверно определить пол финиковых пальм на стадии саженцев", - говорится в сообщении.

В своем исследовании ученые применили метод сравнительной геномики: использовали связанный с полом ген Tormozembryo Defective (TOZ19), который является специфичным для мужских деревьев осины. При помощи специальной программы Blast, служащей для поиска аналогичных последовательностей нуклеиновых кислот, обнаружили похожий ген - Transducin Beta-like Protein 3 (TBL3) - у финиковой пальмы.

Затем они проверили свои предположения на мужских и женских деревьях, выделив три молекулярно-генетических маркера, которые можно использовать для определения мужских и женских деревьев финиковой пальмы. По слова Крутовского, такие маркеры - относительно простой, экономичный и дающий быстрые результаты инструмент идентификации пола растений.

"Думаю, что аналогичные маркеры могут быть разработаны для нужд российского лесного и сельского хозяйства в тех случаях, когда нужен отбор на ранних стадиях плодовых или декоративных растений нужного пола, например непылящих гипоаллергенных деревьев для озеленения или только плодоносящих для садовых хозяйств", - сказал ученый, слова которого приводятся в сообщении.

геномика молекулярно-генетические маркеры