Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе сообщили о первых наблюдениях новой формы фтора, изотопа 13F, описанных в журнале Physical Review Letters, - пишет eurekalert.org.

Они сделали свое открытие в рамках эксперимента, проведенного в Национальной лаборатории сверхпроводящего циклотрона Университета штата Мичиган.

Фтор - самый химически активный элемент в таблице Менделеева. В природе встречается только один изотоп фтора - стабильный изотоп 19F. Новый изотоп 13F - это четыре нейтрона, удаленных от линии капельного распространения протона - границы, которая ограничивает зону, за которой атомные ядра распадаются с испусканием протона.

Роберт Дж. Чарити, профессор химии в области искусств и наук, и Ли Г. Соботка, профессор химии и физики, работали в сотрудничестве с группами из Университета штата Мичиган, Университета Западного Мичигана и Университета Коннектикута, чтобы сделать это открытие.

«Изучение экзотических ядер с таким большим избытком нейтронов или протонов представляет значительный интерес для понимания синтеза элементов, даже несмотря на то, что их время жизни чрезвычайно короткое, - сказал Чарити. - Многие из этих изотопов обладают экзотическими свойствами».

Изотоп 13F - пятый новый изотоп, который Чарити и Соботка открыли вместе.

«Все новые изотопы очень богаты протонами и нестабильны по отношению к испусканию протонов, - сказал Чарити. - Протоны с самой высокой энергией внутри этих изотопов могут туннелировать через кулоновский барьер и убегать».

Первоначальная цель эксперимента, по словам Чарити, заключалась в создании нового изотопа кислорода, получившего название «легковесный кислород», - техническое достижение, о котором ранее сообщалось в Physical Review Letters. Сделав это открытие, исследователи снова тщательно проанализировали свои данные и выявили доказательства существования 13F.

Новый изотоп фтора был создан в результате реакции перезарядки с пучком 13O. (Нейтрон в 13O удаляется и заменяется протоном.)

«Такие реакции перезарядки обычно не использовались для создания очень богатых протонами изотопов в прошлом, - сказал Чарити. - Однако мы уже планируем поиск другого нового изотопа с использованием этого механизма реакции».