Астрономы Корнелльского университета усовершенствовали математическую модель для точного измерения температуры планет из солнечных систем за сотни световых лет от нас, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Astrophysical Journal Letters.

Новая модель позволяет ученым собирать данные о молекулярной химии экзопланет и получать представление о начале Вселенной.

Николь Льюис - доцент астрономии и заместитель директора Института Карла Сагана, заметила, что за последние пять лет в научных работах экзопланеты были гораздо более прохладными, чем предсказывали теоретические модели.

«Казалось, что это тенденция - новое явление, - сказал Льюис. - Экзопланеты постоянно оказывались холоднее, чем ученые ожидали».

На сегодняшний день астрономы обнаружили более 4100 экзопланет. Среди них "горячие Юпитеры" - распространенный тип газового гиганта, который всегда вращается вокруг своей ведущей звезды. Благодаря подавляющей гравитации звезды, горячие Юпитеры всегда обращены к их звезде одной стороной, и эта ситуация известна как «приливная блокировка». Поэтому на другой стороне планеты температура намного ниже. При этом горячая сторона такой экзопланеты вздувается, как воздушный шар, придавая ей форму яйца.

На расстоянии от десятков до сотен световых лет астрономы традиционно рассматривали температуру экзопланеты как одинаковую на всех сторонах и вычисляли эту среднюю температуру как намного более холодную, чем могла бы диктовать физика.

Температура на экзопланетах - особенно горячих Юпитерах - может варьироваться на тысячи градусов, по словам ведущего автора Райана Макдональда - исследователя из Института Карла Сагана, который сказал, что разброс температур могут быть причиной радикально различного химического состава разных сторон планет.

Изучив научные труды по экзопланетам, Льюис, Макдональд и научный сотрудник Джейеш Гойал раскрыли тайну, казалось бы, более низких температур: математика астрономов была неверной.

«Когда вы рассматриваете планету только в одном измерении, вы видите свойства планеты, такие как температура, неправильно, - сказал Льюис. - В итоге ваше мнение оказывается предвзятым. Мы знали, что различия в 1000 градусов были неправильными, но у нас не было лучшего инструмента. Теперь он есть».

«Мы не сможем путешествовать к этим экзопланетам в любое время в течение следующих нескольких веков, поэтому ученые должны полагаться на модели», - сказал Макдональд, объяснив, что, когда в 2021 году стартуют космические телескопы следующего поколения, детали данных по экзопланетам будут улучшены до такой степени, что ученые смогут проверить предсказания этих трехмерных моделей.

«Мы думали, что нам придется дождаться запуска новых космических телескопов, - добавил Макдональд, - но наши новые модели предполагают, что данные, которые мы имеем сейчас - с космического телескопа Хаббла, - уже могут дать ценные подсказки».

Благодаря обновленным моделям, которые включают в себя текущие данные экзопланет, астрономы могут определить температуру со всех сторон экзопланеты и лучше определить химический состав планеты.

Макдональд сказал: «Когда эти космические телескопы следующего поколения поднимутся, будет интересно узнать, на что действительно похожи эти планеты».

[Фото: ru.123rf.com/profile_pitris]