0 комментариев 916

Исследователи БФУ в составе международной группы нашли новые регуляторы кровоснабжения мозга

По словам ученых полученные данные могут быть использованы при лечении гипертонии, которая возникает без очевидной причины

Астроцитов - клеток класса нейроглии - в мозге примерно столько, сколько нейронов, однако функция этих клеток для ученых долгое время оставалась по большому счету загадкой. Лишь около десяти лет назад стали появляться теории, согласно которым астроциты наряду с нейронами активно участвуют в обработке информации и - шире - в обеспечении деятельности головного мозга.
Недавно в авторитетном научном журнале Nature Communications была опубликована статья интернациональной группы ученых, в которой было доказано, что астроциты регулируют перфузию, то есть проток крови в сосудах мозга, сообщает пресс-служба БФУ.
Среди авторов статьи - профессор университета Бристоля и приглашенный профессор БФУ им. И. Канта Сергей Каспаров.
"В нашей работе, в которой ведущая роль принадлежит Александру Гурину из Университетского колледжа Лондона, основная идея заключается в том, что в мозге есть целая система, который позволяет ему определить, насколько хорошо он снабжается кровью. И в этой системе ключевую роль играют астроциты, мембраны которых обладают удивительной механочувствительностью. Эти клетки физически обволакивают сосуды своими отростками, являясь своего рода механосенсорами мозга. Если они чувствуют, что «давление в системе» падает в самом мозге, включается механизм, который повышает системное артериальное давление и частоту сокращений сердца, улучшая таким образом перфузию мозга. Впрочем, делают это все астроциты, не совсем самостоятельно. Функция сердца и тонус сосудов регулируются конечно нейронами, активность которых астроциты определенным образом модулируют", - сказал Сергей Каспаров.

"Пока мы еще до конца не знаем всех тонкостей работы этого сложного механизма, - подчеркивает Каспаров. - В частности, неясно, как воспринимаются механические воздействия и каковы подаваемые астроцитами сигналы. Впереди еще много работы, много экспериментов. Но уже сейчас более-менее очевидно, что новые знания можно использовать в медицине. Раньше были известны только рецепторы давления, которые находятся на периферических сосудах. Теперь, когда стала понятна функция астроцитов, для специалистов открылись новые возможности регулировки давления. И это, например, дает надежду страдающим повышенным артериальным давлением, которое возникает без очевидной причины. Людей, имеющих такие проблемы, к слову, в мире достаточно много".

Источник: www.kantiana.ru