Исследование потоков солнечных нейтрино, выполненное в том числе и российскими учеными в рамках коллаборации Борексино, названо в числе 10 важнейших научных достижений в физике в 2014 году по версии авторитетного издания Physics World. Коллаборация включает в себя физиков из нескольких научных центров Европы, России и США. С российской стороны в работах участвуют ученые НИЦ «Курчатовский институт», Объединенного института ядерных исследований, а также МГУ имени М.В. Ломоносова и НИЯУ «МИФИ». Об этом сообщает пресс-релиз Курчатовского института.

Летом мы сообщали о том, как детектор Борексино смог зафиксировать pp-нейтрино из коры Солнца. До этого исследования все измерения солнечной энергии основывались на изучении фотосферы, а получить хоть что-то непосредственно из коры не получалось — частицы из недр Солнца достигают поверхности звезды только через сотню тысяч лет. Благодаря изучению потока рр-нейтрино, образованных в недрах Солнца в реакции слияния двух ядер водорода с образованием ядра дейтерия, получилось впервые определить энергию Солнца непосредственно в момент генерации. Также ученые доказали, что за последние сотни тысяч лет энергоемкость Солнца не менялась.

Нейтринный детектор Борексино установлен в подземной лаборатории Национального института ядерной физики (Италия). Аппарат создавался почти 17 лет, а экспериментальные исследования начались в 2007 году. По мнению экспертов журнала Physics World , который издается научным обществом Института физики (Великобритания), проведенные исследования имели важное научное значение в том числе, для понимания фундаментальных свойств нейтрино.

Ранее нашему порталу об исследовании рассказывали Александр Чепурнов, представитель НИИЯФ МГУ в коллаборации Борексино и Михаил Скорохватов, заместитель директора Центра фундаментальных исследований НИЦ «Курчатовский институт».

Иллюстрация: Solace for solar physicists: Borexino results back theory, Источник: physicsworld.com