Группа ученых, в которую входят исследователи из Австралии и России, обнаружила, что старейшие крупные организмы в мире, жившие более 550 миллионов лет назад, питались бактериями и водорослями со дна океана, сообщает Австралийский национальный университет (ANU). Результаты работы, опубликованные в Current Biology, показывают, как древние существа могли потреблять и переваривать пищу.

Используя передовые методы химического анализа, ученые смогли извлечь и проанализировать молекулы фитостерола, содержащиеся в ископаемой ткани. Фитостерол – это природный химический продукт, который встречается в растениях.

Молекулы содержали контрольные сигнатуры, которые помогли исследователям расшифровать, что ели древние животные перед своей смертью. Так, слизнеподобная кимберелла (на фото) питалась водорослями и бактериями. Водоросли богаты энергией и питательными веществами и, возможно, способствовали росту животного. У этого организма, судя по всему, были рот и кишечник, и он переваривал пищу так же, как и современные животные. По словам ученых, вероятно, это было одно из самых продвинутых существ эдиакарской биоты: «Кимберелла точно знала, какие стеролы ей полезны, и обладала тонко настроенным кишечником, чтобы отфильтровывать все остальное».

А другое животное – дикинсония, – которое достигало до 1,4 метра в длину, было не так сложно устроено. У него не было глаз, рта или кишечника. Странное существо поглощало пищу через свое тело, пока ползло по дну океана.

И кимберелла, и дикинсония, которые по структуре не похожи ни на один современный организм сегодня, являются частью семейства эдиакарских биотов, живших на Земле примерно за 20 миллионов лет до Кембрийского взрыва — крупного события, навсегда изменившего ход эволюции всего живого на Земле.

Окаменелые останки, изученные в этом исследовании, были извлечены в 2018 году из крутых скал у Белого моря в России.

[Фото: DR ILYA BOBROVSKIY/GFZ-POTSDAM]