Ионные жидкости повышают эффективность лекарственных средств

Российские ученые разработали новый метод доставки лекарственных препаратов на основе ионных жидкостей.

Специалисты из Института органической химии РАН испытали три способа доставки лекарственных препаратов до места назначения и нашли оптимальный метод, позволяющий совмещать независимо несколько активных веществ в одной формуле. Свой подход ученые назвали «active pharmaceutical ingredient ionic liquid» (API-IL). Об исследовании рассказывает портал Теория и практика.

Для эффективной фармакодинамики — продвижения лекарства в организм теплокровных животных и человека — необходимо, чтобы оно хорошо растворялось в воде, ведь именно из нее состоит большинство органических тканей. Однако многие препараты имеют тенденцию образовывать на этом пути кристаллические структуры (т.н. полиморфная модификации), из-за чего биодоступность, и, следовательно, его действенность могут сокращаться. Этот процесс достаточно трудно поддается коррекции.

Ряд последних исследований показал, что эта проблема может быть решена путем «перевода» полиморфов в соли, которые значительно лучше растворяются в воде.

Группа исследователей во главе с доктором химических наук Валентином Ананиковым решила использовать для этой цели молекулы вещества ионной природы. Ионные жидкости по своим физико-химическим характеристикам являются стабильными медиаторами превращения органических соединений в соли. Они провели эксперимент, в ходе которого испытали три способа внедрения лекарственных препаратов в ионные жидкости. Первый способ заключался в присоединении молекул препарата в качестве аниона или катиона. Второй был основан на ковалентной связи. Третий подход совмещал два предыдущих способа.

Ученые использовали обычную салициловую кислоту в качестве экспериментального лекарства. Молекулы этого вещества в составе ионных жидкостей были введены в организм человека. Исследователи оценили растворимость полученного вещества в воде и его биологическую активность и действенность в отношении злокачественных клеток.

Они установили, что в составе ионной жидкости лекарство показывает более высокую растворимость в воде по сравнению с обычной салициловой кислотой. Более того, этот способ позволяет разрабатывать лекарства «двойного» действия, которые благодаря совмещению в их составе двух разных активных веществ могут решать сразу две задачи.

Ранее портал Научная Россия писал о способе синтезировать лекарства прямо в кишечнике человека.

институт органической химии ран ионные жидкости фармакодинамика эффективность лечения