Лекарства хотят синтезировать прямо в кишечнике

В качестве «фармацевтической фабрики» можно использовать кишечную флору человека, уверены специалисты из РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Российские специалисты работают над проектом «Фарм­бактер», который позволит лекарствам синтезироваться прямо внутри организма пациента, передаёт РБК daily. Авторы разработки заявляют, что такой способ лечения решит проблему неэффективности препаратов, высокой стоимости лекарств и необходимости постоянных инъекций.

По словам учёных из Российского национального исследовательского медицинского университета  им. Н. И. Пирогова (РНИМУ), уже через несколько лет узкопрофильные «фармацевтические фабрики» будут строиться внутри организма пациента на базе симбиотических бактерий нормальной флоры кишечника человека. Для этого в них нужно ввести ген, кодирующий лечебный белок.

«Лекарства синтезируются в бактериях, которые находятся в организме. Мы забираем у человека бактерии, вводим в них геном лекарства и возвращаем обратно. Это возможно сделать с большой группой лекарств, но аспирин, конечно, туда не входит. В ноябре мы планируем провести эксперимент с участием людей, но без применения лекарства. Это покажет приживаемость бактерий, которые мы забрали из организма и вернули обратно»,  – рассказал автор научной идеи, соискатель научной степени кафедры микробиологии и вирусологии РНИМУ Андрей Шкопоров.

Такие «заводы» можно делать персональными, на основе заболевания конкретного человека. Предполагается, что новый метод лечения решит множество проблем, среди которых низкая эффективность лечения из-за невозможности дать пациенту высокую дозу лекарства, различные осложнения, связанные с неизбирательным распространением препарата в теле, необходимость постоянных инъекций и высокая стоимость препаратов.

По словам биофизика Максима Годзи, уже в ближайшее время могут быть воплощены в жизнь простейшие варианты этой разработки. «Идея проекта очень простая. Бактерии уже сами по себе живут в организме, поэтому достаточно их несильно модифицировать, чтобы они работали. Не дожидаясь выхода основного продукта, авторы смогут оказывать услуги подбора бактерий, которые будут уживаться в конкретном организме. Это позволит бороться с основным заболеванием мегаполисов – дисбактериозом, который приводит к существенному падению иммунитета», – пояснил он.

Источник: www.rbcdaily.ru