На заседании Совета по космосу РАН выступил Сергей Лихачев, руководитель АКЦ ФИАН. Он рассказал о космической обсерватории «Миллиметрон».

Сергей Лихачев. Источник фото: Николай Малахин

«Миллиметрон» — это 10-метровый космический телескоп, предназначенный для исследования различных объектов во Вселенной в миллиметровом и инфракрасном диапазонах длин волн от 0,07 до 10 мм. Обсерватория состоит из телескопа, бортового комплекса и носителя. Его запуск пока планируется на 2030 год.

Рабочая орбита для телескопа находится в окрестности точки L2 системы Солнце-Земля на расстоянии 1,5 миллиона километров от нашей планеты.

В обсерватории «Миллиметрон» реализован ряд технических достижений: самая большая охлаждаемая антенна в 100 раз чувствительнее, чем все известные сейчас аналоги, а также предусмотрено два режима работы. Режим одиночной антенны предназначен для изучения самых слабых источников Вселенной, поэтому он будет иметь наилучшую чувствительность. Режим интерферометра обеспечит высокое угловое разрешение, с помощью которого можно будет исследовать структуру самых компактных объектов во Вселенной – сверхмассивных черных дыр.

Ученые, работающие над проектом, собираются решать наиболее важные научные задачи в области современной астрофизики и космологии: детальное изучение Солнечной системы и тени чёрных дыр, поиск «кротовых нор», поиски воды в Галактике, спектральные искажения реликтового излучения, строение и эволюцию галактик, их ядер, звезд и планетных систем, измерение магнитных полей и многие другие.

Запуск телескопа намечен на 2030 год. Продолжительность работы - не менее 10 лет.

Автор: Максим Майоров