Вчера в Новосибирске открылась «Инжевика» — вторая в стране научно-техническая проектная лаборатория для школьников и студентов, которая будет работать в рамках STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Название непосредственно связано со словом «инженерия» — дети, начиная с 7–8 класса, будут выполнять в лаборатории различные инженерные проекты, в том числе строить роботов, рассчитывать и настраивать биотехнологические приложения, анализировать работу автоматических систем, заниматься проектным программированием.

Инициатива создания STEM-центров принадлежит четырем технологическим компаниям, работающим, с одной стороны, в сфере компьютерных и информационных технологий, а с другой, в области образования детей: Intel, Polymedia, Dell EMC и LEGO Education. Первый подобный STEM-проект запущен в прошлом году в Карелии под названием «Илмаринен», при поддержке местных властей. Лабораторию «Инжевика» поддержали правительство Новосибирской области и Новосибирский государственный университет. Поэтому она расположилась на площадке, специально оборудованной в цокольном этаже одного из общежитий НГУ, в самом сердце новосибирского Академгородка — научного центра, объединяющего университет и исследовательские институты СО РАН.

Михаил Федорук, ректор Новосибирского государственного университета

Михаил Федорук, ректор НГУ

Ректор НГУ Михаил Федорук, открывая новую образовательную площадку, напомнил собравшимся, что принципы раннего профилирования школьников — часть самой идеи Академгородка, создававшегося академиком Лаврентьевым как единое научное пространство и уже имеющего свою знаменитую физматшколу и сеть специализированных центров для развития детей. «Михаил Алексеевич считал, что детей следует специализировать с 7–8 класса», — сказал Федорук во время церемонии открытия центра. Он поблагодарил компании-партнеры, отметив, что они предоставили НГУ необходимое для лаборатории оборудование, помогли провести ремонт, а самое главное — поделились своими методиками работы со школьниками, увлеченными робототехникой, информационными технологиями, физикой и математикой.

Николай Диканьский, заместитель президента СО РАН, а в прошлом тоже ректор НГУ, при котором были построено приютившее лабораторию общежитие, прокомментировал расположение «Инжевики»: «Я всегда инициировал такие подвальные лаборатории в университете. Физики всегда работают в подвалах, не удивляйтесь — меньше вибрации, например. Поэтому я специально заложил цокольные этажи, проектируя эти общежития. И не нужно никуда ехать — спустился по лестнице, и ты уже в лаборатории. Здесь не только игрушки будут разрабатываться, но будут и исследования, интересные для университета и Технопарка. Главное — мы научим детей думать».

Анна Лобанова, intel

Анна Лобанова, intel

Анна Лобанова, директор департамента внешних связей Intel, отметила, что программа STEM-центров была запущена 5 лет назад, но качественный скачок случился в прошлом году, — планируется, что в целом программа охватит около 10 тысяч детей по всей стране. Йорген Сков (Jorgen Skov), директор по продажам LEGO Education, добавил, что для его компании «большое удовольствие работать в Новосибирске», регионе с сильными академическими традициями, и запускать STEM-центр в кампусе НГУ. Для обучения школьников LEGO передала центру новейшую разработку — робототехническое решение Lego Mindstorms Education EV3 для углубленного изучения математики, технологии, программирования, физики и других технических дисциплин.

В августе уже прошло первое мероприятие лаборатории — Летняя школа инженерных проектов НГУ. Вчера школьники представили публике свои летние разработки: среди них система регистрации движений животных, предназначенная для исследований в области зоопсихологии, устройство визуализации и контроля пульса (в виде игры по перетягиванию из стороны в сторону небольшого флажка), а также манипулятор «Роборука», управляемый с помощью биокомпьютерного интерфейса.

Название изображения

На апрель следующего года уже запланирован турнир юных инженеров-исследователей. Школьники, занимающиеся в лаборатории, также примут участие в ежегодной апрельской Международной научной студенческой конференции — в рамках специальной школьной секции. А в следующем августе состоится очередная летняя школа. Всеми занятиями руководят, кроме профессиональных преподавателей, студенты и аспиранты профильных факультетов Новосибирского университета.

Елена Новикова, гендиректор компании Polymedia, одной из компаний-партнеров, запускающих STEM-центры, объясняет, почему большие технологические компании заинтересованы в подобных образовательных проектах. «В ближайшем будущем отрасли, связанные с инженерией, IT, программированием, робототехникой, технологиями IoT, анализа больших данных и 3D-прототипирования, будут самыми перспективными для трудоустройства сегодняшних школьников, — говорит Елена Новикова. — Поэтому мы с партнерами уже сейчас начали создавать научно-проектные лаборатории при вузах. Я считаю, что НГУ с его наработанным десятилетиями научно-техническим потенциалом — идеальная база для организации лаборатории с инженерным уклоном. Мы искренне верим, что те технологии, которые мы предоставили в распоряжение учащихся, помогут им полюбить науку и найти для себя интересующее направление или даже определиться с профессией».

Фактически, добавляет Анна Лобанова из Intel, у образовательных проектов больших компаний есть две цели. Одна — реализовать так называемую социальную ответственность перед обществом. Вторая — более практическая — создать грамотных пользователей для своих продуктов и обеспечить себе в будущем поток образованных специалистов. НГУ, разумеется, такая лаборатория позволит воспитать будущих умных студентов. В любом случае, STEM-центры закрывают давно уже образовавшуюся дыру в российском образовании — занимают место тех самых кружков юных техников, которые когда-то, полвека назад, обеспечили стране поток инженеров и сделали свой вклад в научно-техническую революцию середины и конца прошлого века.

Название изображения