Сегодня на заседании Совета РАН по космосу Институт психологии РАН в лице Анатолия Николаевича Занковского, доктора психологических наук, Александра Валентиновича Махнача, доктора психологических наук, и Тимофея Александровича Нестика, доктора психологических наук, представили подробный доклад на тему: «Психология и космос: от вопросов отбора, подготовки и проектирования деятельности космонавтов к решению психологических проблем искусственного интеллекта и сложных роботизированных комплексов в длительных космических экспедициях».

Анатолий Николаевич вначале рассказал о вкладе Института психологии РАН в космическую психологию. Сотрудниками Института был создан уникальный автоматизированный экспериментальный комплекс «Амфитон», который выстраивал режимы управления сближением, спуском, внештатных ситуаций во время полета. «В результате выполнения исследований был собран большой объём теоретических и экспериментальных данных, которые послужили основой разработки практических рекомендаций для НПО «Энергия», Института космической и авиационной медицины, ЦПК им. Ю.А. Гагарина, МАИ, МВТУ, МГТУ им. Баумана и других учреждений по совершенствованию системы профессиональной подготовки космонавтов», - отметил Анатолий Занковский.

Доктор психологических наук Александр Валентинович Махнач рассказал о взаимодействии и совместной деятельности космонавтов с искусственным интеллектом и робототехническими объектами в ближнем и дальнем космосе. «Для выполнения данных профессиональных функций предназначен комплекс обеспечения деятельности космонавтов – интеллектуальная система поддержки принятия решений на основе средств искусственного интеллекта. Одним из основных компонентов системы должен быть «дружественный» интерфейс. Он учитывает особенности деятельности космонавтов: воздействие факторов объективной сложности управления бортовыми системами ЧМК, субъективную сложность деятельности (условия космического полета), а также взаимодействие и совместная деятельность с робототехническими объектами», – отметил Александр Махнач.

Из презентации Тимофея Нестика

О социально-психологических предпосылках личности к пилотируемой космонавтике рассказал Тимофей Александрович Нестик, доктор психологических наук. «Значимость космических программ, направленных на общественное благо «здесь и сейчас», связана с патерналистскими установками, низким генерализированным доверием и низкой ориентацией на долгосрочное планирование», – сказал Тимофей Александрович. По словам Тимофея Нестика, субъективная значимость пилотируемых космических миссий тесно связана с социальным оптимизмом и защищает нашу позитивную идентичность.

Изображение - логотип Института психологии РАН