В рамках МАКС-2021 Московский авиационный институт впервые представил стенд прототипирования человеко-машинного интерфейса. Посетители увидят модель сверхзвукового пассажирского самолёта с одним пилотом.

В разработке использованы новейшие авиационные технологии. К примеру, система синтетического видения позволяет оператору быстро и точно сформировать картину окружающего пространства. Программно-аппаратный комплекс показывает на экране искусственно-воссозданные изображения среды – незаменимая функция при плохой видимости. Особенно для низколетающих самолетов и вертолетов.

Второй технологией стала система объективного контроля состояния человека-оператора. В неё вошли: электроэнцефалограф с беспроводным интерфейсом, ЭМГ, ЭКГ, система регистрации взгляда, а также, программный модуль оценки удержания требуемых параметров полета. Получается двойная система контроля: программный модуль, который оценивает отклонение от заданных параметров полёта, и отслеживание уровня напряжения человека, который указывает на то, как трудно выполнить предполагаемые действия. Такая программа может применяться при проектировании пунктов управления летательных аппаратов, в тренажёрных системах и в перспективе, в качестве бортовой системы активной безопасности.

Третья технология — применение виртуальной реальности для обучения персонала. На стенде представлена модель для капитана воздушного судна. Необходимо надеть шлем VR и выполнить предлагаемое задание. В условиях программной имитации бортовых компонентов тренажер можно перестроить даже в кабину скоростного поезда, что расширяет сферу применения разработки.

«Вся программно-аппаратная часть легко перенастраивается. Вдобавок к этому заменяем, элементы интерьера и устройства ввода-вывода информации — и получаем устройство отработки вертолёта, беспилотника, водного, железнодорожного или автомобильного транспорта. У нас есть технология быстрого изготовления нового макета — это займёт не более 100 дней при наличии исходных данных», — объясняет участник проекта, аспирант, инженер лаборатории № 3 МАИ Глеб Боярский.