0 комментариев 670

ИКИ РАН 55 лет!

Поздравляем замечательный научный коллектив с днем рождения!

Институт космических исследований (ИКИ) создан как головной институт Академии наук СССР по исследованию космического пространства в интересах фундаментальных наук на основании постановления Совета Министров СССР от 15 мая 1965 года № 392147.

Поздравляем замечательный научный коллектив с днем рождения!

Инициатором создания стал президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш.
В июле 1963 года он обратился с письмом* в директивные органы страны с предложением организовать в системе Академии наук Объединённый институт космических исследований.
Слово «Объединённый» означало, что Институт будет создан на основе научных коллективов, которые к тому времени занимались исследованиями космоса, но находились в разных организациях, подчинённых разным ведомствам.
Основной задачей Института должно было стать систематическое исследование космического пространства с помощью космических аппаратов. Его сотрудники должны были не только обрабатывать данные, полученные в космических миссиях, но и разрабатывать и изготавливать научную аппаратуру, монтировать её на космические аппараты, проводить их испытания, выполнять предстартовую подготовку и участвовать в запусках.

Сегодня ИКИ РАН — всемирно известный центр космической науки. В Институте работает более тысячи сотрудников: в их числе 4 действительных члена РАН, 3 члена-корреспондента РАН, 4 профессора РАН, 51 доктор и 112 кандидатов наук, 40 молодых исследователей.В структуре ИКИ РАН работают два филиала: в Тарусе и Евпатории — и уникальная научная установка — центр коллективного пользования «ИКИ-Мониторинг».
Десятки приборов, созданных в ИКИ, работают на отечественных и зарубежных космических аппаратах в ближнем околоземном космосе, в точке Лагранжа L2, у ЛуныМарса и на пути к Меркурию.
Научные эксперименты ИКИ РАН проводятся на Международной космической станции.

10 не самых известных фактов из истории ИКИ РАН

1. Институт космических исследований АН СССР был создан в 1965 г., но до 1967 г. в документах он назывался «Институт (или Организация) п/я 2286».

2. Длинное (около 400 м в длину) здание вдоль улицы Профсоюзной было выстроено только к 1973 г. В самом же начале Института его сотрудники работали в различных местах: в здании Института прикладной математики на Миусской площади, в полуподвальных помещениях жилых домов на Нижней Масловке и других. Первые здания ИКИ на улице Профсоюзной — сотрудники называют их «стекляшки» — были выстроены в конце 1960-х гг. по проектам типовых парикмахерских того времени. Только через несколько лет сотрудники смогли переехать в новое здание, которое и стало визитной карточкой ИКИ.
«Стекляшки» также остались на внутренней территории Института, в одной из них находятся помещения кафедры космической физики МФТИ.

3. Оценивать красоту нового здания ИКИ можно по-разному, но в любом случае интересно узнать, что его архитектором стал Юрий Павлович Платонов. Москвичам он хорошо известен по комплексу новых зданий президиума РАН у площади Гагарина, а также ансамблем площади Европы у Киевского вокзала. Кстати, в самом здании располагается не только ИКИ, но и другие институты РАН: Институт теории прогноза землетрясений и математической геофизикиЦентр по проблемам экологии и продуктивности лесов, а в 5 и 6 подъездах — часть Института прикладной математики им. М.В. Келдыша.

4. В состав ИКИ АН СССР вошли сотрудники и лаборатории более 20 организаций Академии наук, вузов, предприятий промышленности и различных ведомств. По мысли М.В. Келдыша, инициатора создания ИКИ, будущий институт должен был «объединить» тех специалистов, что уже работали в космической науке. Поэтому в названии института, о котором он писал в своей записке, было слово «Объединённый». Полностью реализовать эту идею не получилось — некоторые «космические коллективы» и их сотрудники продолжили работать в прежних организациях. Если бы идея Келдыша была реализована так, как задумана, то аббревиатура звучала бы ОИКИ.

5. Сложно точно сказать, какой космический аппарат можно назвать «первым» проектом ИКИ, но им вполне может быть «Космос-261». С ним связана трагикомическая история: в подвале дома на Нижней Масловке, где находилась лаборатория Ю.И. Гальперина, случилось ЧП — подвал затопило, и пострадали научные приборы, которые и предназначались для космического аппарата «Космос-261». Сотрудники лаборатории всё же смогли восстановить их, и аппарат был запущен 19 декабря 1968 г.
Основу же научной программы первых лет ИКИ составили миссии к Марсу и Венере 1970-х годах. Первый большой проект «Марс-69», к сожалению, не был реализован из-за аварий с ракетами-носителями, поэтому первыми успешными и во многом первыми в мире стали аппараты «Марс-2 и -3» (1971 г.), «Марс-5» (1973 г.) и «Венера-9 и -10» (1975 г.).

6. Сотрудники Института почти не принимали непосредственного участия в подготовке легендарной стыковки кораблей «Союз» и «Аполлон» 15 июля 1975 г. (программа ЭПАС) Но из соображений секретности — чтобы не называть настоящие места работы — советские инженеры были приняты на работу в ИКИ и представлялись сотрудниками ИКИ АН СССР.
В ИКИ проходили и встречи рабочих групп по программе «Союз» — «Аполлон», и проходила контрольная стыковка советских стыковочных агрегатов по программе ЭПАС с американскими.
Во время самого полёта сотрудники ИКИ провели один эксперимент по наблюдению солнечной короны с одного из космических аппаратов, когда второй затмевал Солнце.

7. В 1967 г. в ведение ИКИ было передано Государственное конструкторско-технологическое бюро приборостроения с экспериментальным заводом в городе Фрунзе (ныне Бишкек, Кыргызстан). Новое подразделение получило название Особое конструкторское бюро (ОКБ) ИКИ АН СССР. Интересно, что своих помещений у бюро вначале не было — оно получило территорию и здание завода металлических кроватей.
Первые разработанные и изготовленные в ОКБ в 1967–69 гг. летные образцы научных приборов были установлены на спутниках серии «Прогноз» (с первого по третий). Приборы предназначались для изучения солнечной активности и ее влияния на межпланетную среду и магнитосферу Земли.
С распадом Советского Союза ОКБ оказалось за рубежом. В 1993 г. оно было переименовано в ОКБ (позже ОАО) «Аалам», некоторое время сотрудничало с ИКИ, затем научно-космические работы были постепенно прекращены.

8. В ИКИ был создан один из первых узлов Рунета — Russian Space Science Internet. Начало ему было положено в 1991–1993 годах, когда ИКИ был подключен к сети электронных коммуникаций BITNET по каналу, работающему через Франкфурт, и получил штатный международный сервис электронной почты. В декабре 1992 г. стартовали переговоры по подключению ИКИ РАН к сети NASA Science Internet (NSI). В результате в феврале-мае 1994 г. в Институте был построен один из первых российских узлов Интернета.

9. После успеха проекта ВЕГА по исследованию Венеры и комета Галлея в 1986 г. ИКИ был награждён орденом Ленина. Вручал его первый секретарь Московского городского комитета КПСС Борис Николаевич Ельцин — будущий первый президент Российской Федерации. В том же 1986 году интерес к исследованиям кометы проявил римский папа Иоанн Павел II. Он пригласил на аудиенцию членов Межагентской консультативной группы (Inter-Agency Consultative Group), которая объединяла руководителей космических проектов агентств различных стран по перехвату кометы Галлея. В их числе был академик Р.А. Сагдеев, руководитель проекта ВЕГА и тогда директор ИКИ, и другие сотрудники Института. Интерес католической Церкви к проекту был отчасти связан с тем, что комету Галлея изобразил в роли Вифлеемской звезды на одной из фресок Джотто — некоторое время существовало предположение, что кометы Галлея и есть звезда, указавшая волхвам место рождения Христа. Теория не была подтверждена, но связь имени художника, христианства и космических исследований привела к появлению такой фотографии.

10. Главное здание ИКИ РАН находится на пересечении улиц Профсоюзной и Обручева — площади Академика Келдыша. В 2019 г. Российская академия наук выступила с предложением установить на площади памятник в честь М.В. Келдыша и его ближайших соратников — академиков С.П. Королёва и И.В. Курчатова, легендарных «трёх «К» отечественной ракетно-космической отрасли.

Источник: iki.ran.tilda.ws