4 марта завершилась онлайн пресс-конференция, посвящённая суперкомпьютерам. Трансляция доступна на сайте ТАСС и портале Научная Россия.
Гонка суперкомпьютеров – тема, которая активно обсуждалась на заседании президиума РАН, привлекла внимание общественности, ведь как оказалось, некогда сильная в математических вычислениях страна Россия в суперкомпьютерных технологиях значительно уступает другим странам, в том числе Саудовской Аравии.
Академик РАН Игорь Анатольевич Каляев, руководитель Совета по приоритету научно-технологического развития России "Переход к цифровым интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создания систем обработки больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта" рассказал во время пресс-конференции о реальном положении дел России в суперкомпьютерной гонке, а также о том, какое может быть практическое применение у вычислительных технологий.
Дополнив слова Александра Михайловича Сергеева, президента РАН, он подтвердил, что гонка суперкомпьютеров очень стремительна. Она движется по закону Мура, когда увеличение производительности мощных суперкомпьютеров ежегодно происходит практически в два раза. Так, например, в 2018 году самым мощным суперкомпьютером году был китайский Sunway (125 петафлофс), d 2019 году – американский Summit (200 петафлопс), а уже в 2020 – японский Фугаку, мощностью в 537 петафлопс. А Россия в этот момент далека от лидирующих позиций: «К сожалению, мы в этой гонке практически не участвуем. Более того, мы отстаём всё больше и больше…», - говорит Игорь Анатольевич.
«В 2010 году 12 российских суперкомпьютеров входили в топ 500 мощнейших (наиболее производительных компьютеров в мире). Сейчас же в этот список входит всего два отечественных суперкомпьютера: «Кристофари», суперкомпьютер «Сбера» с производительностью в 8 петафлопс и суперкомпьютер «Ломоносов 2», с производительностью примерно 5 петафлопс», - говорит Игорь Анатольевич. В то время как в списке лучших суперкомпьютеров 226 китайских, 113 американских и 29 японских.
У суперкомпьютеров велико практическое применение, как говорит академик Каляев, примерно половина суперкомпьютеров из списка «топ 500» работает в промышленности. И задачи, которые одни решают за 7 лет, другие могут завершить за 2 недели. Таким образом, конкурентное преимущество таких суперкомпьютеров очевидно.