0 комментариев 561

Иоганн Риттер – не паж. Рыцарь

Название изображения

Иоганн Вильгельм Риттер.
Иллюстрация: npofocus

16 декабря в 1776 году родился немецкий химик, физик, философ-романтик Иоганн Вильгельм Риттер. В немецком «Ritter» - рыцарь, поэтому его друзья, такие как Гёте, А. фон Гумбольдт, Новалис, Бретано и Шеллинг часто шутили, что он – рыцарь, а они только пажи. Об Иоганне говорили, что он – гениальный источник сумасбродных идей, человек с безудержной фантазией, но заблуждающийся чаще, чем следовало бы учёному.

В 1796 году он поступил в Йенский университет (Германия), чтобы заниматься наукой, там экспериментировал с хлоридом серебра. Он обнаружил, что процесс разложения AgCl происходит эффективнее в присутствии «невидимого» излучения за пределами фиолетового конца спектра. В последующем это излучение стало известно как ультрафиолетовое. За свою жизнь он преуспел во многом: например,  в 1800 году после разложения воды на водород и кислород с помощью электролиза английским химиком Уильямом Николсоном Иоганн Риттер смог собирать два газа по отдельности. Он проводил эксперименты, которые стали началом гальваники, изучал процесс электролиза, Иоганн Риттер был первым, кто установил явную связь между гальванизмом и химической реактивностью на примере лягушачьих бёдер.

Интерес Риттера к науке был скорее личным, запрос к исследованиям шёл, скорее, по велению души, он не рвался за получением патентов. Так, например, в 1802 году на протяжении двух месяцев Риттер сосредоточенно работал над сухой батареей. Оказалось, что она работает лучше, чем лейденская банка, первый электрический конденсатор, но учёный не стал опубликовывать свою работу, посчитав, что написание работы по этому исследованию займёт около двух лет, он не был на это согласен.

Иоганн Вильгельм Риттер проявлял неподдельный интерес к науке, некоторые эксперименты проводил на себе, в том числе по изучению электрического возбуждения мышц и органов чувств при высоком напряжении. Именно с этим многие связывают причину его раннего ухода из жизни, он скончался в возрасте 33 лет, вероятно, сильно подорвав здоровье экспериментами на себе. Некоторые источники утверждают, что его биография могла послужить одним из источников вдохновения для Мэри Шелли при создании романа о Франкенштейне.

Иоганн Вильгельм Риттер гальваника ультрафиолетовое излучение электролиз