Новое исследование аутизма предлагает доказательства того, что естественный цикл исцеления в организме блокируется неправильной работой клеток, которая позволяет развиваться таким состояниям, как рак, диабет и некоторые неврологические расстройства, - пишет eurekalert.org.

Большая часть современной западной медицины основана на немедленном устранении острого повреждения или боли: от простуды и сломанных костей до сердечных приступов и астмы.

Однако прогресс в лечении хронических заболеваний, причина которых часто скрыта или неизвестна, замедлен. Такие хронические состояния, как рак, диабет и сердечно-сосудистые заболевания, не поддаются легкому объяснению, не говоря уже о лечении. Центры по контролю и профилактике заболеваний утверждают, что более половины взрослых и одна треть детей и подростков в Соединенных Штатах живут по крайней мере с одним хроническим заболеванием. Кроме того, по данным Национального института здоровья, хронические болезни вызывают более половины всех смертей в мире.

В новой статье Роберт К. Навиа - профессор медицины, педиатрии и патологии Калифорнийского медицинского университета в Сан-Диего - утверждает, что хроническое заболевание, по сути, является следствием блокировки естественного цикла оздоровления, которая происходит в результате нарушений на метаболическом и клеточном уровнях.

«Процесс исцеления - это динамический круг, который начинается с травмы и заканчивается выздоровлением. Молекулярные особенности этого процесса универсальны, - сказал Навиа. - Новые данные свидетельствуют о том, что большинство хронических заболеваний вызвано биологической реакцией на повреждение, а не начальным повреждением или действием раздражителя. Болезнь возникает из-за того, что организм не может завершить процесс выздоровления».

Например, меланома – наиболее опасная форма рака кожи - может быть вызвана воздействием солнца, которое произошло десятилетиями ранее и разрушило ДНК, которая никогда больше не восстанавливалась. Посттравматическое стрессовое расстройство может вспыхивать через несколько месяцев или лет после того, как первоначальная травма головы уже была излечена. Повторное сотрясение мозга, как правило переносится тяжелее, чем первое, даже если второе воздействие было меньше первого.

«Прогрессирующая дисфункция, связанная с рецидивирующей травмой после неполного заживления происходит во всех органных системах, не только в мозге, - сказал Навиа. - Хроническая болезнь возникает, когда клетки попадают в повторяющийся цикл неполного выздоровления и повторного повреждения, и не могут пройти круг исцеления полностью. Такая биология лежит в основе практически всех известных хронических заболеваний, включая восприимчивость к рецидивирующим инфекциям, аутоиммунные заболевания (такие как ревматоидный артрит), диабетические болезни сердца и почек, астму, хроническую обструктивную болезнь легких, болезнь Альцгеймера, рак и расстройства спектра аутизма».

Реакция клетки на опасность

На протяжении более чем десяти лет Навиа и его коллеги изучают и разрабатывают теорию, основанную на естественной клеточной реакции на опасность - повреждение или стресс. В новой статье Навиа описывает метаболические особенности трех этапов клеточной реакции, которые включают и цикл исцеления.

«Цель клеточной реакции на опасность заключается в том, чтобы помочь защитить клетку и начать процесс заживления», - сказал Навиа. Эта задача заставляет клетку твердеть внутри ее мембраны, прекращать взаимодействие с соседями и прятаться внутри себя до тех пор, пока опасность не пройдет.

«Но иногда клеточная реакция происходит слишком медленно. На молекулярном уровне равновесие клеток изменяется, что препятствует завершению цикла исцеления и постоянно меняет способ реагирования клетки на окружающий мир. Когда это происходит, клетки ведут себя так, как будто они все еще ранены или находятся в опасности, несмотря на то, что первоначальная причина травмы или угроза прошла».

В прошлом году Навиа провел небольшое рандомизированное клиническое исследование 10 мальчиков с диагнозом аутизм, которых лечили одним давно известным лекарством, которое ингибирует аденозинтрифосфат (АТФ) - небольшую молекулу, продуцируемую клеточными митохондриями, которая сигнализирует клеткам об опасности. Когда аномальная сигнализация АТФ была отключена, пациенты продемонстрировали значительные улучшения в плане коммуникации и социального поведения. Они говорили, вступали в зрительный контакт и прекращали выполнять повторяющиеся движения. Но преимущества были временными и исчезали после отмены лекарства. Команда Навиа готовится к более крупному и длительному исследованию в 2019 году.

Как нарушенный метаболизм блокирует процесс исцеления

Прогрессия через цикл исцеления контролируется митохондриями, отвечающими за производство большей части энергетических клеток, и метаболитами - сигнальными молекулами, полученными в результате метаболизма, регулирующими клеточные рецепторы, из которых более 100 связаны с выздоровлением.

Аномалии в метаболитах заставляют их реагировать неадекватно и создавать блоки в цикле исцеления. Навиа отметил, что именно от реакции клетки на повреждения зависит скорость, с которой разные люди выздоравливают. Кроме того, некоторые особенности реакции клеток на опасность, объясняют, почему нередко после, казалось бы, успешного лечения хронических заболеваний возникает рецидив. Это форма метаболической «наркомании», в которой восстановленная клетка привыкает к своему нарушенному состоянию.

Навиа предполагает, что сейчас наука находится на пороге написания второй книги медицины, в которой основное внимание будет уделяться профилактике хронических заболеваний и новым методам их лечения, которые смогут помочь некоторым людям полностью восстановить функцию органа после болезни, в то время как старые подходы предлагали лишь небольшое симптоматическое улучшение.

«Идея заключается в том, чтобы направить лечение на основные процессы, которые блокируют цикл исцеления, - объясняют ученые… - После того, как триггеры хронической травмы идентифицированы и удалены, а повторяющиеся симптомы излечены, можно начать думать об устранении основной проблемы нарушения процесса выздоровления. Перемещая фокус от начальных причин к метаболическим факторам и сигнальным путям, которые поддерживают хроническую болезнь, мы можем найти новые способы не только излечить, но и предотвратить ее».

[Фото: eurekalert.org, coralvada.com]