Коллектив российских учёных создал биологически активные производные ферроцена, которые стимулируют рост растений на 67% и защищают их от гербицидов. Статья опубликована в журнале Applied Organometallic Chemistry – сообщает пресс-служба РУДН.

Химики РУДН, ИНЭОСА, МИРЭА, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Всероссийского научно-исследовательского института фитопатологии и Курчатовского института получили соединения, способные регулировать рост растений при введении в ферроценовую структуру гетероциклических азольных фрагментов. Учёные впервые провели α-ферроценилалкилирование с помощью чувствительных к кислоте субстратов в нейтральной среде в одном реакторе.

Исследователям удалось синтезировать ряд соединений, включая азот- либо серосодержащие 2-бензил-1-(1-ферроценилетил) бензимидазол, N-(1-ферроценилетил) бензотиазол-2-тион, N-(α-ферроценилетил)бензотиазол-2-тион. Их использовали для предпосевной обработки семян кукурузы в пропорции 0,5 г, 1 г и 10 г на 1 тонну семян. Каждое десятимиллиграммовое соединение растворяли в 10 мл дистиллированной воды либо 75-процентного этанола. Семена кукурузы в количестве 15 г помещали в колбу с раствором и встряхивали вручную до полного поглощения влаги, а затем перекладывали в чашки Петри, которые держали открытыми в течение трех дней.

Обработанные семена кукурузы после этого дополнительно ещё 7 дней выдержали при температуре 25 градусов. А потом длину ростков и корней этих семян сравнили с группой семян, которые обрабатывали только с помощью дистиллированной воды, и группой, на которую воздействовали гербицидным раствором. Выяснилось, что у семян, обработанных полученными в ходе исследований соединениями размер ростков кукурузы были на 37-67% длиннее тех, которые не прошли обработку.

Полученные ферроценовые производные отличаются стабильностью и низкой токсичностью. Поэтому они могут широко применяться в сельском хозяйстве. В частности, как поясняет пресс-служба РУДН, полученные соединения эффективны как защита от широко используемого гербицида фирмы Зингер. Таким образом, химики разработали методику создания экологичного, малотоксичного и недорогого препарата, увеличивающего продуктивность сельхозкультур.

Источник изображения: chassenet / Фотобанк 123RF