Химики МГУ создали «меч джедаев»

Сотрудники кафедры аналитической химии химического факультета МГУ на основе бытовых лазерных указок с фокусирующими линзами создали прототип предельно простого и дешёвого молекулярного оптического анализатора, внешне напоминающего меч джедаев из киноэпопеи «Звездные войны». Результаты работы опубликованы в журнале Talanta.

Принцип работы предложенного средства измерения основан на ослаблении лазерного излучения в растворе определяемого компонента, помещённом в измерительную стеклянную трубку. Выбор рабочей длины волны излучения зависит от природы определяемого вещества. Чем выше его концентрация в растворе, тем сильнее ослабляется излучение и короче длина "светового пути" лазерного луча. С помощью разработанного анализатора, можно определять концентрации в растворах не только хромофоров и люминофоров, которые, главным образом, поглощают излучение, но и в суспензиях, которые его интенсивно рассеивают.

Предложенный анализатор можно использовать для определения состава самых разных жидкофазных объектов. В опубликованном исследовании химики-аналитики — доцент Кирилл Осколок, доцент Оксана Моногарова и младший научный сотрудник Андрей Гармай — определяли действующие вещества в лекарственных препаратах — рибофлавин (витамин B2) в инъекционных растворах, ацетилсалициловую кислоту и гидроксид магния в антиагрегатном средстве, используемом для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Точность результатов определения с помощью ручного анализатора оказалась заметно выше точности измерений с применением тест-средств, но уступает точности результатов инструментального анализа. При этом стоимость предложенного устройства на 1,5-3 порядка ниже, чем у коммерчески доступных оптических приборов — фотометров и флуориметров, позволяющих решать указанные выше задачи.

Пресс-служба МГУ