Химики МГУ разработали быстрый и эффективный способ выявления раковых опухолей нервной системы на ранних стадиях

Биосенсорная система, позволяет определять содержание в жидкостях организма катехоламинов. Избыток этих веществ в организме сигнализирует о развитии опухолевых заболеваний нервной системы

Сотрудники химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова разработали биосенсорную систему, позволяющую определять содержание в жидкостях организма катехоламинов. Избыток этих веществ в организме сигнализирует о развитии опухолевых заболеваний нервной системы. С помощью новой методики можно эффективнее выявлять опухоли на ранних стадиях, что позволит эффективнее бороться с заболеваниями.

Катехоламины - это физиологически активные вещества, с помощью которых нейроны осуществляют передачу нервных импульсов. Также некоторые из них действуют на организм как гормоны. Если механизм передачи нервного импульса сбоит, в организме повышается уровень катехоламинов и их метаболитов в моче, крови, клетках, спинномозговой жидкости. По результатам измерения уровня катехоламинов можно выявить начальные этапы развития опухолевых новообразований, таких как феохромоцитома, нейробластома, параганглиома, карциноидные опухоли, а также болезней Альцгеймера и Паркинсона. Все они сопровождаются гибелью нервных клеток и уменьшением содержания нейромедиаторов в организме.

В клинической диагностике перечисленных заболеваний широко распространены хроматографические, электрохимические и иммунохимические методы. У каждого есть достоинства и недостатки. Главное преимущество хроматографических методов в высокой чувствительности – с их помощью можно определять вещество при очень низких концентрациях. Но это дорого. Электрохимические методы более дешевые, быстрые и легкие для выполнения, но они не такие чувствительные. Высокой специфичностью – способностью определять компонент в сложной смеси отличаются иммунохимические методы. Однако ни один из перечисленных методов не позволяет одновременно определять несколько катехоламинов и их метаболитов в одной пробе. Поэтому рутинный анализ с помощью хроматографических и иммунохимических методов может быть очень длительным и дорогостоящим. Электрохимический метод неточен из-за влияния компонентов биологических образцов.

Сотрудники кафедры аналитической химии химического факультета МГУ под руководством доктора химических наук, профессора Татьяны Шеховцовой разработали способ комплексного определения катехоламинов на основе флуоресцентного метода детектирования.

«Разработанная нами методика позволяет одновременно определять катехоламины и их метаболиты в моче и плазме крови без предварительного разделения, быстро, с высокой селективностью и с высокой чувствительностью, что открывает возможности ее использования в целях диагностики катехоламинпродуцирующих опухолей», - пояснила один из авторов работы, аспирант химического факультета Мария Македонская.

За счет фермента пероксидазы, выделенной из корней хрена, катехоламин и его метаболиты в реакции с ароматическими аминами превращаются во флуоресцирующие производные. Под действием ультрафиолета они светятся в видимом спектре. Испускаемые веществами кванты света детектирует спектрометр. Подбирая различные амины и длину волны возбуждающего излучения, ученые определяют концентрации различных катехоламинов и их метаболитов по спектрам испускаемого производными веществами излучения.

Исследование ученых опубликовано в издании Journal of Pharmaceutical and Biomedical Analysis.

катехоламины пероксидаза хрен