Космический телескоп «Хаббл» получил очередное изображение крупного вихря на Нептуне, который год от года становится все меньше. Ранее подобные явления фиксировал только космический аппарат «Вояджер-2» в 1980-х годах. Об этом сообщается на официальном сайте NASA. Научная статья с анализом «поведения» вихря опубликована в The Astronomical Journal.

Большое темное пятно, о котором идет речь, Хаббл впервые зафиксировал в сентябре 2015 года. Предполагалось, что это антициклон, вбирающий в себя газы из нижних слоев атмосферы планеты. Такими свойствами обладает и Большое Красное Пятно на Юпитере. Но если вихрь на поверхности Юпитера люди наблюдают с Земли уже более двухсот лет, то темное пятно на Нептуне существенно уменьшилось всего за два года. Это можно заметить по снимкам, сделанным телескопом в мае и октябре 2016, а также октябре 2017.

Хаббл и раньше фотографировал вихри на Нептуне — в начале 1990-х годов. Однако тогда телескоп направляли на планету редко, всего раз в несколько лет. Поэтому темные пятна Нептуна не удавалось зафиксировать больше одного раза: к моменту следующей съемки они уже исчезали. В 2014 году на нем была запущена специальная программа по изучению атмосфера планет Солнечной системы, и снимки стали появляться чаще. Это позволило впервые увидеть, как со временем меняются атмосферные вихри Нептуна.

Регистрировать такие изменения по фотографиям крайне важно, так как способов изучать газовые оболочки других планет напрямую у нас нет. Большинство сведений о них — это скорее теоретические расчеты, построенные на конкретных моделях. Из-за недостатка достоверной информации в основу этих моделей могут быть заложены неверные предпосылки. По всей видимости, именно так и случилось с нынешним большим темным пятном на Нептуне. Во-первых, его размер уменьшается постепенно, а не мгновенно. Во-вторых, вихрь движется не в ту сторону, куда предсказывали теоретические расчеты. Это значит, что на «поведение» атмосферы Нептуна влияют еще какие-то пока не учтенные факторы.

[Иллюстрация: NASA, ESA, M.H. Wong и A.I. Hsu (UC Berkeley)]