С помощью космического телескопа НАСА «Хаббл» астрофизики наблюдали последние мгновения жизни звезды, до того как ее поглотила черная дыра, сообщает НАСА.

Черные дыры «выжидают», пока мимо них не пройдет звезда. Когда звезда подходит достаточно близко, черная дыра разрывает ее на части своими приливными силами – звездный материал «спеггетизируется» и вытягивается вдоль горизонта событий, а дыра «всасывает» его в себя. Это явление известно как событие приливного разрушения.

Одно из таких событий – AT2022dsb – было впервые зафиксировано 1 марта 2022 года во время Автоматизированного обзора всего неба в поисках сверхновых (ASAS-SN), который проводят примерно раз в неделю с помощью сети наземных телескопов. В рамках одного из сканирований неба исследователи заметили мощное столкновение черной дыры и звезды в галактике ESO 583-G004 на расстоянии около 300 миллионов световых лет. Оно произошло довольно близко к Земле и было достаточно ярким, чтобы ученые могли наблюдать событие в ультрафиолетовом спектре дольше, чем обычно. Сделали они это с помощью «Хаббла», чувствительного к УФ-спектру.

Как показали спектроскопические данные космического телескопа, излучение происходит из очень яркой, горячей области газа в форме пончика, которая когда-то была звездой. Эта область (известная как тор) размером с Солнечную систему вращается вокруг черной дыры. Звездный ветер из черной дыры движется со скоростью около 32 миллионов километров в час (три процента скорости света).

На сегодняшний день астрономы с помощью различных телескопов зафиксировали около 100 событий приливного разрушения вокруг черных дыр. Большинство из них наблюдались в рентгеновском излучении и лишь некоторые – в ультрафиолетовом спектре.

[Фото: NASA, ESA, LEAH HUSTAK (STSCI)]