Новые исследования американских биологов показали, что материнское молоко содержит еще и особое гормональное «послание», регулирующее рост и развитие ребенка — помимо необходимых питательных веществ, микроэлементов, иммунных факторов в нужных пропорциях, а также уникальных пребиотиков, заселяющих изначально стерильный кишечник младенца и помогающих ему усваивать пищу. Результаты исследования опубликованы в журнале Behavioral Ecology.

Кэти Хинд (Katie Hinde), биолог из Гарвардского университета (США) и ее коллеги наблюдали за 108 кормящими самками макаки резус и их детенышами в национальном Научно-исследовательском центре приматов в Калифорнии. Исследователи взяли образцы молока, чтобы оценить энергетическую ценность и уровень гормона кортизола, содержащегося в нем. Кортизол выполняет множество функций в организме человека и животных, но, прежде всего, он известен как «гормон стресса». Кортизол, вырабатываемый в организме матери попадает и в грудное молоко. Ученые выяснили, что у детенышей макаки быстро развиваются специфические рецепторы в кишечнике, ответственные за усвоение кортизола и они чрезвычайно чувствительны к его содержанию в молоке матери. Уровень гормона варьировался у разных самок. У самок, в молоке которых содержание кортизола было высоким, детеныши быстро прибавляли в весе, были более раздражительными и беспокойными.

Биологи попытались установить факторы, влияющие на уровень кортизола в молоке самок. Выяснилось, что у молодых «мам» содержание кортизола в молоке было достоверно выше. В то же время в молоке обезьян, имевших десять и более детей, уровень кортизола невысок, зато оно было более калорийным. Кэти Хинд предположила, что кортизол является своеобразной информацией организму детеныша, чтобы он не ожидал много молока и энергии. Он как бы говорит: «не трать энергию впустую на игры или прогулки, а поскорее набирай вес». По этой причине детеныши молодых самок растут быстрее, несмотря на то, что получают менее питательное молоко от своих неопытных матерей.

Соблазнительно выглядит идея проведения аналогий с человеческим  младенцами и уровнем гормона стресса у их матерей. Но, по-видимому, здесь все обстоит несколько сложнее. Ученые вообще знают гораздо меньше о воздействии кортизола на человеческих грудничков, поскольку невозможно провести такое же тщательно контролируемое исследование с людьми, какое проведено с макаками. Но в то же время, те немногие данные, которые имеются, заставляют задуматься. Так, исследования, проведенные в 2013 году, свидетельствуют, что дети, получавшие с молоком много кортизола, росли беспокойными, и их было трудно успокоить. Но ученые не могут сказать, реагируют ли человеческие младенцы таким же образом. Производители искусственных смесей сегодня практически точно копируют количественные пропорции женского молока, но у них нет достаточных данных о его гормональном составе.

Источник: The New York Times