Международная группа ученых под руководством Иосифа Лазаридиса (Iosif Lazaridis) из Гарвардской медицинской школы в Бостоне (США) сравнила ДНК древних микенцев и минойцев, греческих фермеров бронзового века и современных Греков, и пришла к интересным выводам. Статью об этом, опубликованную в журнале Nature, пересказывает сайт журнала Science.

Древние греки выводили свое происхождение от микенцев, культуру которых, процветавшую в XVI-XI вв. до н. э., принято называть Ахейской Грецией. В «Илиаде» Гомера под ахейцами подразумеваются все жители Пелопоннеса. Однако ученые до сих пор сомневались, что жители Греции классической эпохи были потомками микенцев, и уж тем более что таковыми можно считать греков современных — слишком много миграций извне пережил регион Эгейского моря, один из самых оживленных «перекрестков» Евразии.

Не вполне ясна была также степень родства микенцев с минойцами, чья цивилизация процветала на Крите в 2600 — 1400 гг. до нашей эры. Эти две культуры часто объединяют в одну, крито-минойскую, и облик их представителей, судя по сохранившимся изображениям, был схож — темные волосы, карие глаза. Однако насколько на самом деле были генетически близки минойцы, у которых в приоритете была торговля и искусство, и воинственные микенцы, до сих пор оставалось вопросом.

Чтобы разобраться в этом, авторы статьи проанализировали ДНК, взятого из найденных археологами зубов 19 человек: 10 минойцев с Крита (живших, по оценкам, в промежутке между 2900 и 1700 гг. до н.э.), четырех микенцев с Пелопоннеса (1700-1200 гг. до н.э.) и пяти человек из других фермерских культур бронзового века, живших на берегах Эгейского моря (то есть в Греции и западной Турции) с 5400 по 1340 гг. до нашей эры. 1,2 млн «букв» генетического кода этих древних людей сравнили с таковыми 334 их современников из разных уголков планеты, а также 30 современных греков.

Оказалось, что минойцы и микенцы действительно были очень близки генетически, причем около ¾ генов и те, и другие получили от населявших берега Эгейского моря фермеров раннего бронзового века (предки которых, в свою очередь, пришли туда с Восточного Кавказа). Однако между двумя родственными народами было одно существенное различие: микенцы, в отличие от минойцев, получили от 4 до 16% своих генов от мигрантов из Восточной Европы и Сибири. Судя по всему, до Крита эти мигранты не добрались.

Что же касается современных греков, то их степень их генетической близости с древними микенцами оказалась «особенно поразительной», по словам соавтора исследования, Георга Стаматояннопулоса (George Stamatoyannopoulos) из Вашингтонского университета в Сиэттле. Похоже, основные компоненты греческого генетического наследия уже были в этом регионе в Бронзовом веке, и показали удивительную стойкость, несмотря на его (региона) бурную историю.

Напомним, в 2015 году другой интернациональный коллектив ученых, также с участием Лазаридиса, опубликовал результаты большого генетического исследования древних жителей Европы, которое показало, что во многом они — потомки выходцев из степей.