Международный коллектив ученых из США, Германии, Венгрии, Испании, Швеции, Австралии и России, под руководством Вольфганга Хаака (Wolfgang Haak) из университета Аделаиды, Иосифа Лазаридиса (Iosif Lazaridis) и Давида Райха (David Reich) из Гарвардской медицинской школы провел масштабный генетический анализ останков 69 древних европейцев, живших в период между 8000 и 3000 лет назад. Этот анализ позволил подтвердить предположение о том, что массовые миграции из степей внесли основной вклад в этногенез европейцев и принесли в Старый свет индоевропейские языки. Полные результаты исследования изложены в статье, опубликованной на сайте bioRxiv.

В рамках этого беспрецедентно масштабного и подробного исследования было изучено около 400 ДНК-полиморфизмов — вариабельных участков генома, которые встречаются в популяции с частотой не менее 1%. Изучая их, можно анализировать степень родства между людьми и делать выводы о наличии у них общих предков. Именно это и было проделано в данной работе, в масштабах всей Европы и нескольких тысяч лет истории.

Генетические данные показали, что Западно-Центральная и Восточная Европа долгое время заселялись независимо друг от друга. В то время, как в Испании, Германии и Венгрии на заре неолита (около 7-8 тыс. лет назад) на смену аборигенным популяциям охотников и собирателей пришли близкородственные популяции первых фермеров, Восточно-Европейская равнина была заселена охотниками-собирателями, генетически близкими к жителям Сибири.

Спустя 2000 лет после этого на территориях современных Восточной Украины и Южной России (то есть на западной оконечности пояса степей, протянувшегося через всю Евразию) сформировалась так называемая ямная культура. Её носители занимались скотоводством, их предками, судя по их генам, были не только древние восточноевропейские охотники-собиратели, но и пришельцы с Ближнего Востока.

В позднем неолите люди Ямной культуры стали массово мигрировать на запад, в центральную Европу. Доказательством этого является тот факт, что уже около 4500 лет назад представители культуры боевых топоров (которую также называют «культурой шнуровой керамики»), жившие на территории современных Германии, южной Швеции, Польши, Прибалтики, Белоруссии и северо-западной России, на ¾ генетически совпадали именно с людьми Ямной культуры. Мощные следы тех древних генов сохраняются и у современных европейцев.

Таким образом подтверждается ранее выдвигавшаяся теория о том, что мигранты из степей внесли основной вклад в этногенез европейцев и принесли в Старый свет индоевропейские языки, на которых сегодня говорит вся Европа (кроме угро-финских Венгрии, Финляндии и Эстонии). Об одном из исследований в этой области, проведенном под руководством Рона Пинхаси (Ron Pinhasi) — оно показало, что как имели место минимум три больших волны переселенцев, повлиявших на генотип и образ жизни обитателей древней Европы — наш портал рассказывал в ноябре 2014 года. А совсем недавно мы сообщали о другом масштабном генетическом исследовании, которое сейчас стартует — ученые из СПбГУ создают «геномный портрет» русского человека.